Несмотря на общую тенденцию к снижению объема государственного долга регионов, наиболее проблемные регионы так и не могут справиться с долговой нагрузкой.
На сокращение объема госдолга обратил внимание Минфин России. Согласно его данным, на 1 ноября 2017 года размер госдолга всех российских регионов составил 2,173 трлн рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он сократился на 1,74% (годом ранее его величина составляла 2,211 трлн рублей).
При этом наибольшее снижение объем госдолга показал в сравнении с началом календарного года, когда сумма всех задолженностей субъектов федерации составляла 2,353 трлн рублей. Таким образом, тенденция к ежегодному 10-процентному росту госдолга в нынешнем года оказалась прервана.
Как пишет "Коммерсантъ", отчасти это объясняется проводимой центром (и уже завершающейся) политикой, когда территории могут замещать ранее набранные дорогие банковские займы почти бесплатными (0,1% годовых) бюджетными кредитами.
По данным Минфина, в структуре долга большая его часть приходилась именно на бюджетные кредиты (1049 млрд рублей). На втором месте остаются банковские займы - 553 млрд рублей, на государственные ценные бумаги приходится 472 млрд рублей, на госгарантии - 91 млрд рублей, на остальные виды займов - 8 млрд рублей.
Тем не менее даже бюджетные кредиты оказались для некоторых регионов непосильной ношей. Эксперты Высшей школы экономики обращают внимание, что несмотря на возникновение профицита, который по итогам января-сентября составил 503 млрд рублей, бюджетный баланс существенной части регионов остается отрицательным. Учитывая, что значительная часть расходных обязательств регионов приходится именно на конец года, их дефициты будут только расти. То же касается и долгов, отмечают в ВШЭ.
В том числе поэтому правительство готовит к запуску масштабную программу реструктуризации этих обязательств. Как сообщал ранее
"Давыдов.Индекс", она будет происходить через предоставление рассрочки по уплате долга: регионы в 2018-2019 годах будут отдавать по 5% от суммы задолженности, в 2020 году - 10%, в 2021-2024 годах - по 20% ежегодно.
Примечательно, что если по РФ в целом за десять месяцев 2017 года долг сократился на 5,5%, то у Костромской области он вырос на 22,5%, у Мордовии - на 15,2%, у Хакасии - на 8,7%. Ранее некоторые из этих регионов выступили с открытым обращением к федеральному правительству с просьбой оказать им помощь в решении финансовых проблем.
Этих же регионов касается и та особенность, что у них в отличие от других субъектов федерации доля бюджетных кредитов не растет, а падает. Это относится к Хакасии (где она и так крайне низка), Костромской, Астраханской и Орловской областям.
Сегодня также стало известно, что до конца года правительство РФ выделит Кабардино-Балкарии 5,8 млрд рублей для погашения коммерческих заимствований. Как пишет ТАСС со ссылкой на Минфин, в структуре государственного долга КБР в 2018 году 92,5% долговых обязательств составят обязательства по банковским кредитам и только 2,9% - по бюджетным.
Кандидат экономических наук, ученый секретарь Института экономики Карельского научного центра РАН Евгений Жирнель отмечает, что программа реструктуризации может серьезно помочь многим регионам: "Программа реструктуризации долга - это, естественно, большой плюс. Очевидно, что это выход из ситуации. <...> Если программа реструктуризации долга будет реализована, то для многих регионов, которые оказались в тяжелой ситуации, это будет возможный выход, который в какой-то ближайшей перспективе ситуацию смягчит. <...>
Реструктуризация долга - это временное явление. Важно наращивать доходную часть бюджетов регионов и развивать экономику."
И.о. генерального директора Удмуртской Торгово-промышленной палаты, председатель комиссии по вопросам экономического развития Общественной палаты Удмуртской республики Виктор Любимов считает, что одна из главных причин долгов - в том, что регионы большую часть налогов отдают федеральному центру: "То, что Удмуртия оказалась в списке регионов-должников - парадоксальная ситуация, потому что две трети собираемых налогов в регионе уходят в федерацию. Если бы были пропорции по налогам хотя бы 50% на 50%, то у нас такого долга не было бы. <...>
Безусловно, программа реструктуризации должна помочь республике, так как у нас очень много кредитов, взятых в коммерческих банках. <...> Если они по максимуму будут замещены какими-то бюджетными кредитами под меньший процент, то помощь будет существенная."
Доцент кафедры экономики и финансов Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема Наталья Кузьмина уверена, что программа реструктуризации как минимум не принесет вреда бюджету ЕАО: "Сложно сказать, хорошо или плохо отразится программа реструктуризации долгов на ЕАО. Безусловно, мера эта необходимая. Если будут предлагать программу, то в ней нужно участвовать. Но главное - нужно усиленно работать над доходной частью бюджета. У нас с этим очень сложно. <...> Можно, конечно, порассуждать, не загонит ли программа реструктуризации регион в еще большую долговую яму, но, мне кажется, для ЕАО такие рассуждения неактуальны. Дальше загонять уже некуда."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально
на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».