Минтруд предложил учитывать не только доходы, но и наличие собственности для определения бедности в России. Ведомство уже готовит соответствующие поправки в закон.
"Сейчас, когда в регионах работают программы по поддержке доходов, власти смотрят только на текущие поступления. Мы не оцениваем собственность и так далее," - объяснил свое предложение глава Минтруда Максим Топилин, слова которого приводит "Российская газета". По словам министра, для определения бедности конкретных граждан необходимо собирать данные обо всех источниках доходов этих людей, в том числе через налоговую службу, ведущую учет не только доходов, но и имущества и земли. Он также считает, что регионы сами должны определять критерии нуждаемости. Впрочем, уверен он, все это необходимо обсуждать с населением.
По мнению Минтруда, поправки в закон нужны еще и для того, чтобы регионы получили право пользоваться данными для мониторинга работающих и неработающих граждан, чтобы потом определять тарифы для обязательного медстрахования. По данным министерства, в России около 15 млн человек работают нелегально, при этом получая все виды соцпомощи.
Отмечается также, что каждый пятый россиянин получает зарплату в конверте, попадая в категорию бедняков, но будучи при этом вполне обеспеченным человеком.
При разработке стандартов персонифицированного учета бедности населения Россия опирается на европейский опыт, где после того, как социальные пособия оказались даже выше зарплат отдельных категорий служащих, стали появляться профессиональные бедняки.
Решить частично проблему бедности Минтруда рассчитывает за счет приравнивания МРОТ к прожиточному минимуму к 2019 г., однако эксперты говорят, что количество реально бедного населения мало изменится, так как минимальный размер оплаты труда всегда будет на 13% отставать от МРОТ после вычета подоходного налога. Решить этот вопрос можно, если внести дополнительные поправки в закон, но до той поры государство будет отказывать населению в соцпомощи исключительно по формальному признаку.
Кроме того, эксперты считают, что необходимо будет учитывать не только сам факт наличия какой-либо собственности при учете категории бедности, но и способ ее получения, а также владения. Например, недвижимость семья получила по наследству или купила в период получения социальной помощи, является она единственной для семьи или нет, а если квартиры две, то вторая сдается или в ней живут престарелые родители, скажем, переехавшие к детям из другого региона (хотя формально жилье может быть записано не на стариков), приносит эта недвижимость доход или наоборот - требует расходов. То же самое касается наличия автомобиля и приусадебного участка.
Также аналитики находят разумным ввести институт семейных кризис-менеджеров, которые могли бы оказывать адресную помощь гражданам, попавшим в трудную ситуацию и помогать разработать план выхода из кризиса и преодоления бедности. При этом материальная помощь должна оказываться сразу и выплачиваться, пока семья не выйдет на новый уровень. Однако семья должна будет дать гарантии, что не имеет теневых доходов.
Помимо всего прочего, уже по мнению самого Максима Топилин, частично решить проблему поможет повышение доступности детских садов или изменение их режима работы, так как матерям сейчас приходится часто работать неполный день, чтобы иметь возможность вовремя забирать ребенка из садика, что в свою очередь отражается на их доходах и доходах их семей.
Ранее социологи выяснили, что считают бедностью жители разных городов РФ. В среднем жители страны называют бедностью доход менее 17 тыс. рублей в месяц. Так, в Москве опрошенные считают порогом бедности ежемесячный доход в 20 тыс. рублей, В Петербурге - ниже 18 тыс., в других регионах - 16 тыс. рублей. Богатым россияне считают человека с ежемесячным доходом выше 463 тыс. рублей. Чтобы чувствовать себя счастливым, москвичам необходимо 202 тыс. рублей ежемесячно, петербуржцам - 213 тыс. рублей, жителям других регионов - 180 тыс. рублей
Предложение Топилина оценивает замдиректора воронежского филиала РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Александр Соломахин: "Хочется сделать ироничное замечание по поводу того, что Минтруду всегда было тяжело решать серьезные вопросы и всегда у них все шло с пробуксовкой.
Что же касается конкретики, то тут важно понимать, о какой социальной помощи идет речь. <...> Так вот по определенным видам социальной помощи необходимо персонифицировать данные. Ни для кого не секрет, что есть люди, получающие хорошие доходы в конвертах, но при этом они не против, если им доплатят еще пару тысяч рублей компенсаций.
Другое дело - очень сложно сказать, каков будет механизм выявления и установления реальных доходов определенного гражданина. Прикрепление риск-менеджера , который бы работал с конкретной семьей, обратившейся за помощью к государству, повлечет за собой огромные расходы. <...> Есть формальные документы, на основании которых можно делать персонифицированный учет, но ни в коем случае не нужно вводить институт риск-менеджеров, который потянет за собой колоссальные затраты."
Исполнительный директор совета Архангельского областного регионального отделения "Деловой России" Юрий Матвеев считает, что Топилин подходит к решению проблемы "не с того конца": "То, что Министерство труда для назначения социальных пособий предлагает учитывать все доходы россиян и их собственность, возможно, и правильно, но сделать это будет практически невозможно. Главное не в этом. Механизм контроля и учета здесь не подойдет. <...>
Минтруду нужно поменять алгоритм и подход в этом вопросе. Важно думать о том, как поставить предприятия в такие рамки, чтобы они платили достойную зарплату, и не в конвертах, а открыто. <...> Минтруду надо предложить программу роста производительности труда, которая потянет за собой повышение зарплат и автоматически повышение пенсий. Тогда не надо будет думать о том, кому давать льготы, а кому нет."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально
на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».