Выборы-2017. Сибирь

Aug 30, 2017 18:01

Продолжаем знакомство с наиболее интересными "негубернаторскими" кампаниями, которые проходят сейчас в субъектах федерации. Сегодня посмотрим, что происходит в отдельных регионах Сибирского федерального округа.




В Алтайском крае 10 сентября завершится целый ряд муниципальных кампаний: жители региона выберут депутатов и глав поселений. Край является в каком-то смысле рекордсменом этого электорального сезона среди регионов: в единый день голосования здесь определятся обладатели более чем 6 тысяч депутатских мандатов и будут избраны 198 глав сельсоветов.

Практически везде ситуация достаточно напряжённая, оппозиция жалуется на массовое административное и психологическое давление на кандидатов со стороны представителей власти. Цель давления - заставить кандидатов отказаться от участия в выборах. По данным региональных отделений КПРФ и СР, случаи такого давления имеются в восьми районах края и двух городах: кандидатов запугивают, грозят увольнением и т.д., иногда это срабатывает и люди снимаются с выборов.

Особенно яркие конфликты идут вокруг выборов в гордуму Барнаула. В основном они связаны со снятием кандидатов с выборов. Так, избирком отказал в регистрации Елене Тетерятник, которая шла самовыдвиженцем, посчитав часть предоставленных подписей поддельными. Однако кандидат смогла доказать неправоту избиркома в суде и была восстановлена. Комиссия обжаловала это решение в краевом суде, который снова снял Тетерятник с выборов. Теперь уже кандидат собирается обжаловать решение суда в кассационной инстанции.

Ещё одна не совсем стандартная ситуация на выборах в Барнауле связана с листовками, выпускаемыми горизбиркомом. Всего таких листовок две. Первая будет выпущена тиражом 52 тыс. экз. и приглашает избирателей на единый день голосования 10 сентября. Тираж второй, которая уже вышла, в 10 раз выше, т.е. 520 тыс. экз. (при списочной численности избирателей в городе в 516 тыс. чел.) - в ней про дату голосования не упоминается, но людей приглашают в избиркомы на "сверку списков избирателей" и досрочное голосование, которое проходит с 30 августа по 9 сентября. Также известно, что сотрудникам бюджетных учреждений "настойчиво рекомендуют" найти уважительные причины и прийти проголосовать досрочно. Правозащитники и представители оппозиции видят в этом попытку "накрутить" досрочное голосование и предполагают, что процент проголосовавших досрочно может вырасти до 10% от общего числа избирателей вместо обычных 0,5%. Также в связи с этим вспоминают выборы губернатора алтайского края в 2014 году - тогда избиркомы поработали настолько "успешно", что на досрочное голосование в Барнауле пришли 30% избирателей города, причём, как позднее выяснилось, распределение голосов "досрочных" и отданных в день голосования радикально различалось. По мнению оппозиции, тогда имела место накрутка процентов, которую пытаются повторить и сейчас.

Комментируя ситуацию с выборами в Барнауле, заместитель декана факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии Алтайского государственного университета, кандидат исторических наук Сергей Асеев отмечает, что системное давление на кандидатов и массовое привлечение избирателей на досрочное голосование вряд ли возможны: "Во-первых, ни один наблюдатель это констатировать со стороны не может. <...> И не стоит отрицать, что могут присутствовать объективно такие казусы. <...> Даже если это и присутствует на муниципальных выборах, то этот ресурс, конечно же, используется конкретного кандидата, конкретной персоны. Системно если это делать, то можно прокомментировать жёстко, что перед президентской кампанией на муниципальных выборах системно ни одна из парламентских партий рисковать своим именем и персональными выводами не будет."

Выборы в горсовет Омска тоже связаны со своего рода "рекордом": за время кампании в суды поступило необычное для региона число исков. По словам главы омского горизбиркома Ивана Ходакова, сейчас в судах города рассматривается 31 иск (это не считая тех, по которым уже вынесены решения), а в комиссию поступило более 50 жалоб. Ходаков говорит: "Я такого не помню ни на одной избирательной кампании, даже на совмещённых - региональной и федеральной. Такого объёма судебных разбирательств у нас не было, и это ещё не конец, ещё предстоит нам три процесса апелляционных завтра."

Такую активность кандидатов можно понять: именно новый, шестой созыв горсовета будет принимать участие в выборах мэра Омска. Напомним, выборы должны были пройти весной, но сорвались - оба выдвинувшихся кандидата заявили о самоотводе. Сначала их хотели переназначить на май или лето, но позднее решили, что выбирать мэра должен уже новый состав депутатов. Именно из-за такого кризиса власти депутаты уходящего состава решили продолжить работу до выборов (последнее пленарное заседание должно было пройти 19 июля) и передать полномочия новому созыву "из рук в руки". Конкурс достаточно высокий: на 40 мест претендуют почти 400 кандидатов от 5 партий. Поэтому так много исков и жалоб.

О ходе кампании в Омске рассказывает шеф-редактор РИА-"Омск-информ" Евгений Яровой: "Вчера руководитель городского избиркома проводил пресс-конференцию, на которой озвучил цифру, что сейчас 31 иск находится на рассмотрении. Такого, по словам руководителя избиркома, на его памяти не было. То, что все со всеми судятся, все пытаются друг друга снять, суды кого-то восстанавливают. Бюллетени изготовили, но не исключена вероятность того, что они будут корректироваться. Кого-то снимут, а кого-то добавят. Сейчас дошло до того, что "Коммунисты России", которых все считают спойлерами партии власти, подали жалобу на "Единую Россию". <...> Крупных скандалов особо не было, глобальных информационных поводов тоже. <...>
Пять лет назад, когда проходили аналогичные выборы, у нас были такие случаи, что накануне выборов распространяли листовку о том, что один из кандидатов умер, поэтому голосовать за него не нужно. Сейчас "чернухи" намного меньше."

Ещё одна кампания, после которой последуют выборы мэра - это выборы в горсовет Горно-Алтайска (Республика Алтай). Здесь действует так называемая система "двоевластия": новый состав горсовета изберёт из своих рядов мэра города, а конкурсная комиссия, в которую войдут в т.ч. и представители горсовета - главу администрации. Таким образом каждый из кандидатов претендует не только на депутатский мандат, но и на шанс стать мэром. Поэтому тут тоже идут достаточно ожесточённые баталии между кандидатами и партиями. В ход идёт всё: и якобы фальшивые тиражи агитматериалов, и чёрный пиар, и жалобы с обращениями в суд.

Особый интерес в Горно-Алтайске привлекают имена отдельных лидеров партсписков. Так, №1 в партсписке ЛДПР - лидер партии Владимир Жириновский. Список "Партии дела" возглавил бывший глава региона, а ныне известный в крае оппозиционер Владимир Петров. Также от этой партии собирался идти вышедший из ЕР и находящийся сейчас под следствием мэр Горно-Алтайска Виктор Облогин, но позднее он отказался от этой идеи. Список "Партии дела" в итоге не допустили к участию в выборах. Причина оказалась нестандартной: все 235 собранных подписей признали недействительными из-за того, что в шапке подписных листов было указано, что Петров является руководителем реготделения "Партии дела", но не было упомянуто, что он является членом этой партии. По мнению местных наблюдателей, список сняли по политическим мотивам: ЕР и региональные власти опасаются прихода в гордуму Петрова, который на губернаторских выборах 2014 года составил серьёзную конкуренцию нынешнему главе региона Александру Бердникову, выигравшему тогда с относительно небольшим отрывом. Эксперты считают, что в случае допуска к выборам "Партия дела" могла бы получить минимум 2-3 места в гордуме. Но, может быть, что-то у неё и получится: одномандатники от партии к выборам допущены.

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Республика Алтай, СФО, Омская область, выборы-2017, Алтайский край

Previous post Next post
Up