Госдума ликвидирует самоуправление

Mar 14, 2017 01:01

Депутаты рассматривают разработанный по инициативе администрации Московской области законопроект, позволяющий губернаторам ликвидировать местное самоуправление в поселениях "сверху" и объединять их в городские округа.




Пакет поправок в закон об общих принципах организации местного самоуправления (МСУ) в конце февраля внёс представляющий Подмосковье депутат Михаил Терентьев ("Единая Россия"). Документ по сути предлагает легитимизировать то, что уже не первый год пытается делать команда губернатора Московской области Андрея Воробьёва, т.е. дать региональным администрациям право "укрупнять" территории путём ликвидации поселений как отдельных административных единиц, имеющих собственное местное самоуправление, и объединения их в городские округа. Именно такую конечную цель ставят в Подмосковье - превратить все районы области в городские округа, тем самым добившись большей контролируемости "вертикали".

Ещё одна значимая поправка из этого пакета изменяет трактовку понятия "городской округ". Если сейчас под городским округом понимается городское поселение, не входящее в состав муниципального района, то поправки предлагают формулировку "один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями". Т.е. новая трактовка юридически закрепляет тот момент, что после преобразования в городской округ поселения (уже бывшие) лишаются какой-либо самостоятельности и все вопросы за них решает руководство нового городского округа (бывшего района).

Таким образом снимается фактически главное юридическое препятствие на пути затеянного Воробьёвым укрупнения районов Подмосковья - несоответствие поставленных целей норме закона о том, что система местного самоуправления в России имеет двухуровневый характер: первый уровень - городские и сельские поселения, второй - муниципалитеты (районы и городские округа). В случае принятия этих поправок первые уровень - поселения - можно будет достаточно легко и, главное, абсолютно законно ликвидировать. Причём аргументацию под такой шаг можно подвести практически любую - главное, чтобы нашлись достаточно весомые в глазах общества положительные последствия, например, как Воробьёв, объяснить всё необходимостью сокращения расходов на чиновников и унификации транспортных и коммунальных тарифов.

Напомним, о намерении укрупнить в городские округа все районы Московской области Андрей Воробьёв заявил осенью прошлого года. На данный момент процедуру укрупнения, которая стартовала в 2015 году, уже прошли 7 из 29 районов региона, ещё несколько готовятся к укрупнению. Там уже прошли общественные слушания. Причём в некоторых местах не обошлось без нарушений и эксцессов. Так, на состоявшиеся 7 декабря слушания в Томилино (Люберецкий район) не были допущены местные жители, выступавшие против ликвидации МСУ и укрупнения. В Талдоме на слушаниях было объявлено о сложении полномочий 6 депутатами совета городского поселения Талдом, что стало явной неожиданностью не только для мэра Талдома и руководителей района, но и для присутствовавшего на слушаниях вице-премьера правительства Московской области Александра Костомарова: такой шаг депутатов лишил совет, в котором осталось 7 из 13 депутатов, права принимать решение об укрупнении.

Возникли в ходе реализации проекта по укрупнению районов и другие затруднения. Против такой реформы выступили руководители и депутаты из нескольких районов. Одним из первых выступил против глава Серпуховского района Александр Шестун, заявивший, что укрупнение "фактически уничтожит мелкие населённые пункты". Как отметил Шестун, при новой схеме областная администрация забирает себе ключевые полномочия (в т.ч. земельные и градостроительные вопросы) "вместе с финансами", что негативно скажется на сельских населённых пунктах. Глава Серпуховского района подчёркивает, что не он один имеет такое мнение: против преобразования в городской округ выступают все 15 депутатов райсовета и 92% населения района. По его словам, в областной администрации "плохо понимают, что надо людям в сёлах" и на самом деле эти преобразования выгодны прежде всего губернатору, т.к. ему "легче договориться с 30-40 фактически назначенными главами городских округов, чем с 300 сельскими руководителями".

В ноябре в московском парке "Сокольники" прошёл митинг протеста против укрупнения, организованный депутатами муниципальных районов области. Среди организаторов были как представители районов, которые готовят к укрупнению, так и депутаты из уже укрупнённых территорий, рассказавшие, что никаких особых плюсов преобразование их районов в городские округа не принесло, а вот минусов оказалось немало.

В декабре стало известно, что совет депутатов города Запрудня (Талдомский район) направил в Госдуму запрос, попросив дать оценку проводимой Андреем Воробьёвым реформе местного самоуправления. В ответе из комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного управления, подписанном председателем комитета Алексеем Диденко (ЛДПР), было указано, что "объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, в новое муниципальное образование со статусом городского округа противоречит действующему законодательству и всей логике муниципального развития, базирующегося на Конституции".

В то же время в Мособлдуме и Верховном суде заявляют, что проводимая реформа совершенно законна. Председатель комитета областного парламента по местному самоуправлению Анатолий Наумов (КПРФ) сослался на решение Верховного суда по укрупнению одного из районов: "В Московской области такие объединения проходили, при этом преобразование Озёрского района в городской округ оспаривалось в Верховном суде, он признал его законность."

То есть на самом деле не всё так хорошо и законно, как это пытается показать команда губернатора. И ситуация с поддержкой со стороны населения, о которой ранее заявлялось, тоже не везде соответствует декларируемому областной администрацией. Правда, на прошедшем в середине декабря в Мособлдуме "круглом столе", посвящённом поиску путей решения сложившейся (точнее, "сложенной" губернатором) проблемы, областные и федеральные депутаты вроде бы договорились совместно искать выход из полученного тупика, но цели у них несколько разные: Мособлдуме нужно "подыграть" губернатору и провести через Госдуму поправки, делающие его действия законными, а Госдуме - придумать, как ввести то, что уже сделано, в рамки закона, и пресечь возможность продолжения подобных действий. Пока, судя по всему, выигрывают областные парламентарии. По крайней мере, внесённый в Госдуму законопроект составлен явно "под Воробьёва". Точнее, пока только под него. Скорее всего, новыми нормами захотят воспользоваться и главы других регионов. Ведь наверняка каждому из них хочется иметь на местах хорошо контролируемое самоуправление, а чем меньше в нём людей - тем проще добиться контроля.

Против этого законопроекта уже высказались представители двух фракций - ЛДПР и КПРФ. Кроме того, в марте на рассмотрение Госдумы были внесены ещё два законопроекта. Первый, внесённый 3 марта Валерием Рашкиным, предлагал установить обязательное проведение голосования в районах с целью выяснения отношения жителей к укрупнению. Второй 7 марта внёс депутат Сергей Пахомов (ЕР) - его законопроект предлагал дать регионам право точечно создавать городское поселение или городской округ на базе нескольких населённых пунктов. Но на состоявшемся в пятницу, 10 марта, заседании профильного комитета Госдумы проект Рашкина отклонили, а Пахомов сам отозвал свои поправки. Проект Терентьева комитет одобрил большинством голосов и рекомендовал депутатам принять его во втором чтении, которое назначено на 15 марта. Против этого проекта выступили только два члена комитета, оба из ЛДПР - глава комитета Алексей Диденко и Юрий Волков. Диденко, поясняя коллегам свою позицию, отметил, что эти поправки "разрушат двухуровневую систему МСУ": "Регионы будут сокращать поселения, подгонять их под городские округа, это удалит власть от населения. А ликвидация МСУ на поселенческом уровне обязательно приведёт к деградации села. Это противоречит концепции одного из авторов закона о МСУ, вице-премьера Дмитрия Козака, которая была одобрена президентом."

Валерий Рашкин заявил, что его фракция будет бороться за отклонённый комитетом законопроект. По его словам, властям не нравится, "когда надо кого-то о чём-то спрашивать": "Мнение населения узнавать надо. Будем аргументировать свою позицию, задавать депутатам вопросы. <...> Они выстраивают МСУ как в курятнике: все, кто сверху, диктуют тем, кто внизу, а они должны молчать и выполнять приказания."

Фракция СР также планирует выступить против законопроекта. Заместитель главы фракции Михаил Емельянов, "в действующем законе были прописаны все случаи преобразования муниципалитетов, в том числе варианты учёта мнения населения": "А от такого упрощения системы управления, которое предлагает Терентьев, страдает демократия, да и не всегда оно эффективно с учётом удаления власти от населения."

Политолог Виталий Обедин (Якутск) однозначно связывает законопроект Терентьева с фигурой губернатора Подмосковья: "Может быть, это идёт с подачи губернатора Подмосковья и по согласованию с ним, не знаю. Может быть, они хотят инициировать этот законопроект, чтобы его отложили и, например, провели эксперимент по его внедрению, выбрав Подмосковье в качестве пилотного региона. Чтобы к "хотелкам" господина Воробьёва подвести какую-нибудь законодательную базу. <...> И, возможно, инициатива господина Терентьева - это продолжение планов господина Воробьёва для того, чтобы эксперимент по упразднению поселений провели именно в Подмосковье. А, может, просто господин Терентьев захотел сделать приятное господину Воробьёву и продвинуть его инициативы на законодательном уровне."

Депутат Законодательного Собрания Тверской области Константин Буевич в беседе с "Давыдов.Индекс" дал предлагаемым поправкам неоднозначную оценку: "Я не хочу критиковать ничьи инициативы, но смысл преобразования муниципальных районов в городские округа мне непонятен. Аргумент, что на городские округа больше выделяется средств и у городских округов больше возможностей, на мой взгляд, надуманный. У нас есть примеры посёлков городского типа, которые сейчас вырождаются, в частности в Тверской области Васильевский Мох, Суховерково. Там нет работы, нет земли, нет территории для развития. Зачем нужно такое поселение городского типа? Зачем затраты на содержание администрации? В то же время они окружены сельскими поселениями, в которых сохранены некоторые льготы для врачей и учителей. В городе такого нет. <...>
Возможно, с самого начала было глупо, чтобы у нас в каждой деревне был мэр. <...> В итоге выборные органы местного самоуправления, депутатский корпус тратят средства бюджета поселений фактически на своё содержание, на содержание административного аппарата, а больше никто ничего заработать в бюджет не может. Если укрупнение будет проводиться с этой целью, то это неплохо.
У нас самое негативное поселение - Васильевский Мох. Местные депутаты блокируют жизнь всего посёлка на протяжении вот уже нескольких лет. <...> Нужны ли такие депутаты, такие органы местного самоуправления на местах? А ведь они получают зарплату."

По мнению политконсультанта Алексея Куртова, этот законопроект может дать положительный эффект. В то же время эксперт считает, что применять его следует осторожно: "Я думаю, то, что делается в масштабах всей России - это, скорее всего, калька, когда удачное, по мнению чиновников, решение начинает передаваться от одного города к другому без внимательного рассмотрения и анализа. На мой взгляд, эта идея не должна внедряться повсеместно. Она должна внедряться точечно там, где в этом есть потребность. Делать кальку, тем более на законодательном уровне, неправильно."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Ссылки в тему:
Дума узаконит ликвидацию поселений регионами
Госдума в ускоренном режиме рассмотрит поправки о ликвидации поселений
Местное самоупразднение
Подмосковье укрупняется
Укрупнение Подмосковья: депутаты против
Подмосковье: укрупнение отменят?
Укрупнение Подмосковья: что будет дальше

Андрей Воробьев, реформа местного самоуправления, регионы России, Государственная Дума, Московская область, законопроект

Previous post Next post
Up