Общественники и депутаты заксобрания Санкт-Петербурга, выступающие против передачи РПЦ трёх соборов, создали инициативную группу по организации городского референдума.
Собрание инициативной группы, в которую помимо депутатов городского парламента от партий "Яблоко", "Партия роста" и "Справедливая Россия" и лидеров движения "Открытая Россия", вошли представители Российского творческого союза работников культуры и Санкт-Петербургского союза учёных, прошло в северной столице в понедельник, 20 февраля. Они намерены вынести на общегородской референдум вопрос о закреплении юридического статуса трёх городских соборов - Исаакиевского, Петропавловского и Спаса на Крови, из которых только первый сейчас хотят передать РПЦ. Сейчас эти соборы находятся в собственности города и отданы в пользование музеям. На референдуме предполагается задать горожанам вопрос, согласны ли они с тем, что названные соборы "должны быть закреплены на праве оперативного управления за государственными музеями при обеспечении возможности осуществления в них религиозных обрядов и церемоний".
Организаторы инициативной группы собираются в ближайшее время подать установленный законом пакет документов в городскую избирательную комиссию. Ожидается, что там особых препятствий не возникнет: по сути подача документов в избирком - это "процедурный" этап, на котором проверяется правильность оформления документов и соответствие вопроса, выносимого на референдум, действующему законодательству (точнее, то, не нарушает ли он закон). После прохождения заявки через избирком её будет рассматривать по существу законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Напомним, ранее, в 2015 году, когда уже поднимался вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ, оппозиционные депутаты также предлагали провести референдум, но тогда их инициативу "завернули". Правда, и вопрос о передаче дальше относительно тихого и недолгого обсуждения не зашёл. В этот раз история получилась куда "громче". В начале января губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что вопрос о передаче собора церкви решён и процедура будет завершена до конца этого года. Это вызвало бурные дискуссии и целый ряд громких высказываний и массовых акций - как со стороны сторонников передачи, так и со стороны её противников.
Если коротко, то аргументы сторон сводятся к следующему. Представители РПЦ и прочие сторонники передачи Исаакиевского и других соборов напоминают, что "они строились именно как храмы, а не как музеи". Также они утверждают, что передача соборов и прочих изначально религиозных сооружений как в Санкт-Петербурге, так и в других городах (а параллельно подобные ситуации с притязаниями церкви на различные объекты существуют ещё в ряде регионов) станет символом примирения народа России в год 100-летия революции.
Противники передачи говорят, что это нанесёт непоправимый ущерб самим сооружениям, т.к. церковь просто не сможет поддерживать их в должном состоянии. Кроме того, сейчас, когда соборы находятся в ведении музеев, в них и так периодически проходят богослужения и руководство музеев не намерено препятствовать в их проведении в будущем.
Понятно, что это далеко не все аргументы, у обеих противоборствующих сторон их более чем достаточно. Риторика весьма разнообразная, тут и обвинение в "попрании сакральных ценностей русского народа" и "оскорблении чувств верующих", и явно националистические высказывания отдельных депутатов, и многое другое. Думаю, вы и так всё это видели в многочисленных публикациях, посвящённых конфликту, который практически расколол город (да и не только его) надвое. В него вмешалась уже и федеральная власть, предложив сторонам всё же сесть за стол переговоров и попытаться найти компромиссный вариант решения проблемы, который всех устроил бы. Но пока ни сторонники, ни противники передачи на такой шаг идти не хотят, каждый настаивает на своей правоте.
И вот предпринимается попытка поставить точку в этом вопросе путём вынесения его из достаточно узкого поля, в котором основную дискуссию ведут представители РПЦ и музейно-культурного сообщества (ну и депутаты и прочие разной степени "властные" персонажи, куда же без них), в более широкое и одновременно более правовое - на референдум. По логике так оно и должно быть: соборы, кроме того что они являются соборами и музеями, также являются призанным культурным достоянием, и решать их судьбу на уровне чиновников, депутатов и церковных иерархов - это, наверное, всё-таки не совсем правильно. Но и тут заинтересованным сторонам пока не удаётся прийти к сколько-нибудь единому мнению.
Организаторы инициативной группы в своей аргументации ссылаются на несоответствие передачи соборов федеральному законодательству. Как утверждает участник группы, глава фракции СР в городском заксобрании Алексей Ковалёв, по закону "О музейном фонде" изъятие зданий из оперативного управления музея (именно таков на данный момент юридический статус оспариваемых сооружений) возможно по двум причинам - в случае ликвидации самого музея либо если выяснится, что здание используется не по назначению. Но оба варианта тут явно не подходят: "Налицо противоречие этой нормы с федеральным законом о передаче имущества религиозного назначения."
Глава фракции ЕР в городском заксобрании (которая как раз выступает за передачу Исаакиевского собора) Александр Тетердинко говорит, что проведение референдума невозможно, т.к. "передача религиозных объектов церкви регламентирована федеральным законодательством". Он считает, что инициативная группа действует исключительно в своих интересах: "Эта инициатива направлена на дальнейшее обострение конфликта и получение политических дивидендов."
Со стороны церкви также звучат достаточно резкие заявления. Так, глава отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии РПЦ протоиерей Александр Пелин по поводу референдума говорит следующее: "Оппозиционеры пытаются схватиться за спасательный круг, чтобы о них СМИ не забыли. Никаких оснований для проведения референдума нет. О притязаниях на Петропавловский собор и Спаса на Крови церковь не заявляла."
В общем, пока даже непонятно, состоится ли референдум. Через избирком заявка инициаторов почти наверняка пройдёт без особых проблем, а вот на уровне городского заксобрания ожидаются нешуточные дискуссии. Посмотрим.
Своей оценкой конфликта вокруг Исаакиевского собора с
"Давыдов.Индекс" делится доцент кафедры государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления РАНХиГС, главный редактор журнала "Государство, религия, церковь в России и за рубежом" Дмитрий Узланер: "Сейчас на наших глазах происходит то, что называют разрушением проправославного консенсуса. То есть с середины 90-х годов в России сложился проправославный консенсус, то есть люди вне зависимости от образования, возраста, половой принадлежности, занятости все относились к церкви, православию, религии позитивно. Это был фактор, который всех объединял. И вот буквально с 2012 года этот консенсус разрушается. <...> А то, что происходит с Исаакием - это частный пример этого раскола. Я боюсь, что референдумом проблему не решить, это просто симптом более фундаментального процесса. И никакими референдумами эту фундаментальную проблему не решить."
Политтехнолог Сергей Григорьев (Санкт-Петербург) поддерживает инициативу о референдуме: "Я считаю, что в данном случае решать должны исключительно жители города. Исаакиевский собор - важное достояние нашей истории, нашего города. И только жители могут принимать решение по статусу этого здания. Моё мнение: жители любого города, не только Санкт-Петербурга, должны принимать решения в вопросах переименования улиц, реставрации и сноса зданий, представляющих историческую ценность и т.д. <...>
Вопрос в том, как будет проведён этот референдум. Он будет проводиться силами избирательных комиссий. В региональном и федеральном законах есть свои нюансы, с которыми необходимо ознакомиться более подробно."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально
на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
«Оппозиционеры пытаются схватиться за спасательный круг». Петербургская епархия и фракция ЕР в заксобрании не видят оснований для референдума о статусе соборов