Регионы на грани банкротства?

Dec 15, 2016 13:01

Эксперты предсказывают резкий рост долговой нагрузки на региональные и муниципальные бюджеты. По их мнению, это может довести ряд регионов до дефолта.




Такой неутешительный вывод сделали в своём ежегодном отчёте, посвящённом состоянию бюджетов российских регионов, аналитики S&P Global Ratings. Поводом для этого стало заложенное в бюджет 2017-2019 годов сокращение объёма средств, предназначенных на выдачу бюджетных кредитов регионам. Напомню, в принятом Госдумой трёхлетнем бюджете на эти цели выделено по 200 млрд рублей в 2017-2018 годах и 50 млрд - в 2019-м. Приведу для сравнения суммы, которые были заложены на бюджетное кредитование регионов в предыдущие годы: 2014 год - 230 млрд, 2015 и 2016 годы - по 310 млрд. По мнению экспертов, это спровоцирует рост долговой нагрузки (соотношение суммы долгов региона к объёму доходной части его бюджета) до критического уровня - с 28% в 2015 году до 43% в 2019-м. Они напоминают, что в международной практике долговая нагрузка, превышающая 30% от доходов бюджета, считается индикатором близкого дефолта. К концу 2018 года этот рубеж перейдёт четверть регионов России.

Как отмечает Ъ, приведённые выше цифры - средние по стране и, по оценке экспертов, не отражают критичность ситуации: уже к концу 20216 года долги трети регионов составят более 60% от их доходов, т.е. они по факту уже давно на грани дефолта.

Но вернёмся к тому, что прогнозируют представители S&P. По их оценке, через два года, в конце 2018-го, структура долгов региональных бюджетов изменится. Если сейчас, по данным Минфина, бюджетные кредиты составляют примерно половину общей массы долгов регионов, на коммерческие приходится треть суммы, а остальное - другие виды заимствований (облигации и т.д.), то через два года большую часть долговой нагрузки с высокой вероятностью составят коммерческие кредиты. Это связывают с уже упомянутым сокращением средств, выделяемых на бюджетные кредиты. Из-за этого регионы, которые сейчас используют практически бесплатные (0,1% годовых) бюджетные деньги для замещения дорогих коммерческих кредитов, будут вынуждены отказаться от этой практики и увеличить долю коммерческих кредитов в долговой массе, чтобы закрывать все "дыры" в своих бюджетах. Соответственно вырастут не только общие долги, но и ежегодные платежи по ним - в банках ставка кредитов выше, соответственно и выплачивать придётся больше. Конечно, в краткосрочном плане это поможет ликвидировать "дыры", но в долгосрочном только усугубит ситуацию.




По оценкам агентства Moody's, потребности региональных бюджетов в коммерческих кредитах только в 2017 году могут превысить отметку в 500 млрд рублей. В Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА) считают, что темпы "обратного" замещения бюджетных кредитов коммерческими составят около 220 млрд рублей в год. Агентство Cbonds сообщает, что за январь-сентябрь 2016 года региональные и муниципальные бюджеты взяли более 1800 коммерческих кредитов на общую сумму 446 млрд рублей. Средняя стоимость этих кредитов - 13% годовых.

Исходя из этих и других данных, аналитики полагают, что уже к концу 2018 года основным источником покрытия дефицита региональных и муниципальных бюджетов могут стать коммерческие кредиты. Но сроки их погашения будут небольшими: "По нашим оценкам, около 30% накопленного объёма банковских кредитов должны погашаться ежегодно. Принимая во внимание увеличение объёма долга, расходы на его обслуживание и погашение будут увеличиваться и достигнут высокого, по нашему мнению, уровня в 12% текущих доходов в 2018 году по сравнению с 8% в 2015-м, что будет оказывать давление на показатели ликвидности и общее кредитное качество регионов." Кроме того, эксперты отмечают, что почти треть регионов (30%) к 2018 году доведёт долю расходов на обслуживание и погашение кредитов до 30% от дохода своих бюджетов, т.е. до преддефолтного состояния.

Как считает доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии и экономической политики Южного федерального университета Юрий Туманян, помочь региональным бюджетам можно, изменив пропорции распределения налоговых поступлений на те, что были приняты в 90-х годах, когда половина налогов оставалась в регионах: "Сегодня 2/3 от налогов отдаются центру и только 1/3 остаётся в регионе. Это очень мало. Возврат к прежней схеме перераспределения доходов позволит эффективно выполнять майские указы президента и избежать дальнейшей долговой нагрузки."

Директор департамента экономического развития Фонда регионального развития Иркутской области Дмитрий Савельев в беседе с "Давыдов.Индекс" также заявил, что необходима радикальная реформа бюджетной системы: "Причём менять нужно полностью. Если предпринимать полумеры, то ситуация по-прежнему останется безвыходной. <...> Необходима реформа всей бюджетно-финансовой системы, иначе в следующем году мы увидим большое количество дефолтов."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Ссылки в тему:
Центр отучает регионы от бесплатных денег
Регионы влезли в банковские долги
Регионы тонут в долгах
Бюджет станет другим?
Регионы ограничат в деньгах
Регионам разрешат брать больше денег в долг
Бюджет пересчитали
Как сократят бюджет

экономика, дефолт, бюджет, прогнозы, moodys, региональный бюджет, долги, кредиты, банкротство, регионы России, s&p, аналитика

Previous post Next post
Up