Предпринимателям не стало жить легче при президенте Медведеве. Их не стали меньше преследовать правоохранительные органы, хотя в стране и удалось снизить число осужденных по экономическим преступлениям.
- Ведение бизнеса в России связано с высокими рисками вмешательства правоохранительных органов в предпринимательский процесс. Такое вмешательство может быть связано с коррупционными мотивами правоохранителей, может быть следствием разногласий партнеров по бизнесу, но может и иметь серьезные основания в виде нарушения прав граждан и причинения им существенного ущерба, - заявила младший научный сотрудник института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Ирина Четверикова, подготовившая доклад об изменения правового статуса предпринимателей в период нахождения Дмитрия Медведева на посту президента России.
По ее данным, после либерализации Уголовного кодекса, проведенной при Медведеве, судьи стали реже назначать реальные сроки за экономические преступления, да и сами сроки стали короче. Тем не менее, перемены произошли не улучшения условий ведения бизнеса в стране, а только из-за самого факта смягчения уголовного законодательства.
Напомню, во время правления Дмитрия Медведева, были отменены нижние и снижены максимальные сроки заключения, появились альтернативные варианты наказания, была декриминализованы лжепредпринимательство и контрабанда.
В итоге, в начале президентского срока Медведева, число фигурантов, находящихся под следствием по обвинению в экономических преступлениях составляло 60 тыс. человек, из них 6,7 тыс. - это предприниматели. К 2013 году эти цифры снизились до 41 тыс. и 4,1 тыс. человек, соответственно. Число осужденных предпринимателей в 2009 году составляло 5 тыс. человек, а в 2013 - только 3 тыс.
- Но доля осужденных среди предпринимателей, представших перед судом как до, так и после реформ, составляла схожие 75 - 76%. Соответственно, основной вклад в снижение количества осужденных предпринимателей внесло уменьшение количества подсудимых. Более того, также снизилось количество осужденных за экономические преступления из других социальных групп, - говорится в докладе Ирины Четвериковой.
Действительно, появились альтернативные виды наказания, такие как штрафы и исправительные работы, однако их чаще назначали безработным и экономически активных обвиняемых, в то время как доля предпринимателей практически не изменилась.
В итоге, на основе проведенного исследования эксперт сделала вывод, что в попытке улучшить самочувствие бизнеса в стране сработали, в основном, точечные меры, например, конкретизация незаконного предпринимательства.
- Результаты исследования свидетельствуют, что повышение защиты прав обвиняемых и гуманизация уголовной ответственности независимо от социального статуса обвиняемых являются более эффективными способами снижения давления правоохранительных органов на бизнес, чем специальные корректировки уголовного законодательства под предпринимателей, - заявила Четверикова.
В своем исследования эксперт использовала дезагрегированные данные, которые представляют собой не сводную таблицу, а информацию о каждом конкретном деле, что позволяет сопоставлять разные дела и делать выводы о тенденциях.
ИПП при Европейском университете на регулярной основе изучает судебную статистику и правоприменение, а также занимается разработкой реформ: в частности, институт выступал с идеей ликвидировать Следственный комитет, ФСКН и МВД и на их месте организовать муниципальную, региональную и федеральную полицию.
Доцент и зав. кафедрой уголовного процесса Сибирского федерального университета Александр Назаров признает, что во время президентства Дмитрия Медведева, как и во время работы нынешнего главы государства действительно много было сделано для облегчения жизни предпринимателям, но проблемы по-прежнему остаются.
- С точки зрения законодательства для бизнеса все достаточно неплохо, мне даже кажется, что наши законы во многом лучше, чем в других государствах. Но правоприменительная практика настолько консервативна, настолько с репрессивным уклоном, что как это все поменять, чтобы сделать жизнь предпринимателей легче, сказать сложно.
Необходимо постановление пленума Верховного Суда, которое позволит ввести более либеральный подход в отношении предпринимателей. Нужны указания на уровне Министерства внутренних дел своим следователям и подчиненным. Надо, чтобы вопросами бизнеса больше занималась антимонопольная служба, налоговая служба, Счетная палата и арбитражные суды. Одним словом, нужен комплекс организационных мер, которые облегчат жизнь предпринимателям и будут способствовать созданию особого предпринимательского статуса.
Нижегородский историк, общественный деятель и правозащитник Станислав Дмитриевский считает, что глупо обвинять Медведева в том, что его реформы не повлияли на преследования правоохранительными органами и судами предпринимателей.
- Я скажу, наверное, очень банальную вещь. Для того, чтобы создать особый правовой статус для предпринимателей в России нужно построить правовое государство. Невозможно на фоне общего произвола взять выделить группу людей и попытаться в отношении них выработать иммунитет, попытаться эту группу каким-то образом защитить.
Право - такая вещь, которая либо существует, либо нет. Очень трудно создать режим наполовину правовой - это примерно, как наполовину или частично забеременеть. У нас же масса таких законов, которые, как бы это нелепо не звучало, носят неправовой характер, и даже существующее законодательство применяется избирательно.
Источники:
Эксперты зафиксировали неудачу реформ Медведева по защите бизнеса в судах Смягчение нравов: как сажали бизнесменов после либерализации УК