Россияне предпочитают покупать более дешёвые товары, но на самом деле создаваемая с виду экономия оказывается ложной.
Исследовательский центр "Ромир" опубликовал данные очередного анализа покупательского поведения россиян. Выяснилось, что доля семей, предпочитающих покупать товары высокой и средней стоимости, по сравнению с прошлым годом сократилась соответственно на 3% и 7%. В числе товарных групп, товары из которых с высокой и средней ценой стали меньше покупать, оказались чай, кофе, растительное масло, конфеты, колбаса и охлаждённое мясо, крупы и макароны - потребители либо переходят на более дешёвые товары этих категорий, либо серьёзно сокращают их приобретение.
В то же время больше стали покупать таких недорогих товаров, как крупы и картофель. Однако, как отмечают социологи, у большинства (2/3) семей, которые как покупали дешёвые товары, так и продолжают это делать, общие расходы, против ожиданий, выросли на 38%. Даже перераспределение расходов с "дорогих" позиций на "дешёвые" не принесло желаемого результата: расходы среднестатистической семьи на товары повседневного спроса за год выросли на 12% - существенно выше инфляции.
Авторы исследования подчёркивают, что для избежания влияния сезонных и праздничных факторов при сравнении в качестве исходных брали данные за октябрь 2016 и 2015 годов - именно октябрь считается самым "чистым" в этом смысле месяцем в году. Для определения "дорогих" и "дешёвых" товаров взяли отклонение цены конкретной покупки от средней для соответствующей категории товаров цены на 1/3 в ту или иную сторону. Т.е. при оценке товаров, средняя цена которых составляет 80 рублей, "дорогими" считали те, что стоят 100 рублей и больше, а "дешёвыми" - те, цена которых не выше 60 рублей.
Если говорить о предпочтениях покупателей "дешёвых" и "дорогих" товаров, то они также значительно изменились за прошедший год. Из "дорогих" товарных групп только одна показала рост доли семей, приобретающих её - бутилированная вода (68,5% против 64,1% год назад), по остальным же отмечен спад. Самое большое снижение покупательской аудитории произошло в таких категориях, как растительное масло (20,4% против 29,7%), конфеты (4,5% и 25,5% соответственно), гречневая крупа (0,6% и 7,1%), рис (0,6% и 9,9%), охлаждённая птица и полуфабрикаты из неё (3% и 8%), охлаждённое мясо и мясные полуфабрикаты (1,5% и 2,3%) и т.д.
По условно "дешёвым" товарам динамика более разнообразная и не настолько выраженная. Что-то стали покупать несколько реже - например, масложировую продукцию (80,1% в октябре 2016-го вместо 84,5% в 2015-м), чай (69,5% против 72,9%), кофе (64,1% и 71,9%), растительное масло (54,7% и 65,7%). Но в то же время по ряду товарных категорий покупателей стало больше: рис (80,5% сейчас против 78,9% год назад), шоколад (66,5% и 64,4%), гречневая (62,3% и 58,8%) и манная (18,9% и 13,5%) крупы.
Социологи отмечают, что основной стратегией экономии сейчас является оптимизация расходов за счёт "ухода" к покупке товаров с более низкой ценой - об этом сейчас говорят 34% участников опроса. Для сравнения: пять лет назад такого пути придерживались только 23%. По их мнению, в ближайшие пять лет доля таких "оптимизаторов" будет колебаться в районе 30% от всех российских потребителей.
Также они подчёркивают, что даже несмотря на переход к недорогим покупкам "подобная оптимизация расходов в итоге приводит к мнимой экономии": покупая более дешёвые, чем раньше, товары отдельных категорий, россияне тратят на них больше, чем экономят на дорогих. Из-за этого сумма расходов среднестатистической семьи из трёх человек на товары повседневного спроса составила 23270 рублей в месяц - на 12% больше, чем год назад.
Доктор экономических наук, заведующая лабораторией исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Авраамова в беседе с
"Давыдов.Индекс" выразила несогласие с результатами опроса "Ромира", заявив, что исследователи делают неверные выводы: "Я несогласна с социологами Romir. Они берут неправильные цифры, не понимают их сути и неверно анализируют. Сокращение потребления началось два года назад, с начала 2015 года - это социологический факт. Экономят россияне и на товарах, и на услугах, это правда. <...> Сегодня идёт замещение, особенно продовольственных товаров, менее качественными товарами и более дешёвыми, но расходы при этом сокращаются. Поэтому факт того, что это мнимая экономия, наши данные не подтверждают. Сегодня совершенно никому неизвестно, останется ли стабильной на уровне 30% потребителей доля россиян, системно оптимизирующих расходы на товары повседневного спроса. <...> Действительно, за минувший год расходы среднестатистической российской семьи на товары повседневного спроса выросли на 12% из-за инфляции в денежном эквиваленте, а в количественном эквиваленте этого не произошло. Сокращение совершенно точно имеет место быть. <...> Однако за меньший набор товаров люди платят больше только из-за инфляции и ни из-за чего другого. Потребление сокращается, а деньги растут - это не значит, что это мнимая экономия, это совершенно реальная экономия."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Ссылки в тему:
С колбасы - на картошкуСоциологи: россияне из-за экономии тратят только больше