ОП и бюджет: трения

Nov 22, 2016 00:01

Общественная палата России раскритиковала проект бюджета, подготовленный Минфином, за излишнюю пессимистичность.




В первую очередь ОПРФ оказалась недовольна тем, что бюджет сверстан на основе цен на нефть в размере 40 долларов за баррель. В палате заявили, что подобные ожидания чересчур занижены и даже дали понять, что считают, что Минфин специально заложил базовый сценарий, чтобы снизить расходы на социально значимые программы. По мнению общественников, принятие бюджета с такими низкими показателями может спровоцировать социальную напряженность.

В ОПРФ также отмечают, что консервативный сценарий не предполагает изменения модели экономического роста и подразумевает под собой значительные риски. Также общественники уверены, что маловероятно, что в ближайшее время средние цены на нефть будут ниже текущих показателей цен на нефть.

В Общественной палате России считают, что при подготовке бюджета лучше ориентироваться на более оптимистичные прогнозы в 48 долларов за баррель нефти, а также заложить в бюджет увеличение расходов на проектное финансирование, программы Фонда поддержки промышленности, проекты импортозамещения. Данный сценарий позволит экономики России вырасти на 1,1% в 2017 году, на 1,8% в 2018 году и на 2,4% в 2019 году, уверены общественники. Сейчас ОПРФ готовит свои поправки к второму чтению проекта российского бюджета.

Напомню, ранее Счетная палата назвала проект главного финансового документа страны, наоборот, излишне оптимистичным. Глава СП Татьяна Голикова заявила, что выбор базового сценария в качестве консервативного как раз чреват рисками. И в большей степени не из-за возможного падения цен на сырье, а из-за их сильных колебаний. Голикова напомнила, что у ЦБ, например, есть кризисный сценарий на тот случай, если цены на нефть упадут до критических отметок и посетовала, что такого плана нет у правительства.

Также в Счетной палате заявляют, что в прогнозе, на основании которого Минфин готовит бюджет, отсутствует системный подход к проблеме износа основных фондов, восстановления материально-технической базы, что является приоритетом для восстановления российской экономики.

Многие эксперты постепенно сходятся во мнении, что в нынешних кризисных условиях необходимо разрабатывать и принимать несколько сценариев исполнения российского бюджета, чтобы избежать негативного воздействия на экономику при резком изменении конъюнктуры, а также отмечают, что отсутствие готовности к шоковому сценарию несет огромные риски.

В качестве меры они предлагают ориентироваться не только на цены на нефть (в перспективе вообще можно от них отойти, уверены они), но и на конкретные цели экономического развития. В то же время экономисты признают, что такие подходы будут слишком затратными по времени и вероятнее всего разовьют еще более бурную дискуссию.

В Минфине же заявляют, что всегда прислушиваются к мнениям, касающимся вопросов бюджета, однако в нынешней ситуации там считают, что бюджет должен быть только консервативным.
- На самом деле не надо пытаться угадать, какими на самом деле будут нефтяные цены в следующем году. У нас же не казино. При любом из возможных сценариев развития событий важно четко понимать, что делать. Основывая бюджет на оценке в 40 долларов, мы понимаем, что даже если реализуется стрессовый сценарий и цены упадут до 30 долларов, нам не придется переверстывать полностью весь бюджет, - подчеркнула помощник министра финансов Светлана Никитина.

Доцент кафедры учета и финансов, кандидат экономических наук Челябинского госуниверситета Анна Клейман считает, что Минфин - это организация, которая в большей мере несет ответственность за составление бюджета, поэтому при его верстке за основу финансисты взяли пессимистичный вариант развития событий. Опыт последних лет показывает, что в большей степени сбываются нерадостные прогнозы, полагает она.
- Если предположить, что сбудется оптимистический вариант и допустить, что среднегодовая стоимость барреля будет находиться на уровне 46 - 48 долларов, тогда Минфин сможет направить предложения по распределению дополнительных доходов, на социальные программы или другие нужды, все это будет решаться в оперативном порядке.
Я согласна с общественниками только в той части, что сокращение социальных расходов недопустимо. Нужно искать возможность перераспределения средств из других статей для решения социальных вопросов, - уверена Клейман.

Эксперт напоминает, что уже были случаи, когда закладывали слишком высокую цену и получали, что бюджет не сходился по факту.
- Минфин смотрит правде в глаза и понимает, что если сейчас составить более радужный проект бюджета, то потом будет неизбежное столкновение с тем, что придется исполнять бюджет, в котором доходы окажутся ниже прогнозируемых. Это еще хуже, чем составить бюджет с заниженными значениями доходов.

Не согласна с претензиями к Минфину со стороны ОПРФ и заместитель директора института экономики и управления Бурятского государственного университета Маргарита Нахманова.
- Финансисты, формируя бюджет, всегда ориентируются на нефтяные цены. Возможно, сегодня в условиях экономического кризиса, нужно отходить от жесткой привязки к нефтяным ценам, а опираться на развитие собственной экономики.
В целом, я не могу согласиться с представителями Общественной палаты РФ в том, Минфин намеренно опирался на базовый прогноз, основанный на заниженной среднегодовой цене на нефть, с целью уменьшения социально значимых программ.

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Источник: Общественная палата не поддержала бюджет

бюджет, Общественная палата, Минфин

Previous post Next post
Up