Памфилова призналась

Nov 16, 2016 17:01

Глава Центризбиркома рассказала все, что думает о прошедшей в этом году избирательной кампании.




В сегодняшних "Ведомостях" появилось развернутое интервью Эллы Памфиловой, в котором она рассуждает на многие темы, так или иначе беспокоящие как представителей экспертного сообщества, так и общество в целом. Не буду приводить весь текст (его вы сможете сами прочитать по ссылке ниже), остановлюсь на отдельных, наиболее привлекших моё внимание высказываниях.

Про самую большую удачу и самый большой провал команды ЦИКа в ходе избирательной кампании-2016: "Про провал точно не буду говорить - провала не было. Самая большая удача - то, что за короткий срок удалось не только вытащить на поверхность основные недостатки и пороки нынешней избирательной системы, но и успеть от их существенной части избавиться к дню голосования. Мы с ходу взяли курс на максимальную открытость, определив основных союзников в лице СМИ, общественных организаций и наблюдателей. <...> В результате нам стали больше доверять и эксперты, и общественники, и партии, поскольку наши совместные с ними усилия принесли определенные плоды."

Про нарушения, выявленные в ходе кампании: "Если честно и без пристрастия анализировать ситуацию и сравнивать ее, как принято, с 2011 г. по всему массиву, то нарушений было на порядок меньше, но при этом ЦИК акцентировал на них внимание на порядок больше, чем когда-либо. По более чем 50 регионам практически не было претензий, по остальным - в разной степени: около 20 - это середнячки, но в 10-15 регионах был ряд серьезных нарушений на разных стадиях избирательного цикла."

Про причины спешки с подведением итогов выборов (напомню, заседание ЦИКа, на котором подписали итоговый протокол, состоялось глубокой ночью): "И в какое там время ЦИК подвел итоги - это мало сказывается на наших полномочиях по рассмотрению жалоб после решений окружных комиссий.
Затягивать подведение итогов выборов - это палка о двух концах: чем дольше бы мы это делали, тем больше могло быть злоупотреблений по переписыванию протоколов там, где готовы были пойти на нарушения."

Про теорию физика Сергея Шпилькина, по которой результаты ЕР якобы были фальсифицированы в 45% случаев: "Никто это не доказал реальными фактами - их просто нет.
Что касается всякого рода научных и прочих умозаключений, то все они остаются на уровне ничем не доказанных предположений, которые к делу не пришьешь, уголовного дела не возбудишь. Но это не значит, что нынешний ЦИК их игнорирует, - приводимые, в том числе и Шпилькиным, «аномалии» заставляют нас более пристально обратить внимание на те регионы, где это проявилось, и более предметно проанализировать работу местных избирательных комиссий всех уровней.
Я Шпилькина пригласила, мы договорились предварительно с его коллегами о встрече. <...>
Сейчас выводы Шпилькина для меня - информация для размышления, но она в целом не может повлиять на итоги выборов. Почему? Потому что есть закон, в соответствии с которым мы судим о результатах, - нравится он кому-то или нет. У нас под каждым протоколом есть подписи членов комиссий, в которых состоят представители разных партий, включая оппозиционные."

Про самое большое разочарование кампании-2016: "То, что не все мои коллеги в регионах услышали посыл о том, что звонить, пытаться ими руководить и требовать какого-то процента может кто угодно, но отвечать придется им. К сожалению, не все услышали, поддались административному давлению и пошли на нарушения. К сожалению, они смотрели не в сторону ЦИК и того, что президент и администрация президента декларировали: важны легитимность и доверие, а не проценты. <...>
Это самое большое разочарование, когда люди считают: подумаешь, мало ли что там наверху декларируют - а мы как работали, так и будем работать.
Так что и удача, и неудача - все в одном. Удалось существенно почистить сложившуюся систему от фальсификаций, но далеко не до конца. <...>
Еще меня разочаровало, что все-таки наблюдателей было меньше, чем могло бы быть. Свыше 400 000 наблюдателей - но это почти столько же, сколько на выборах 2011 г. И они были распределены очень неравномерно: на каких-то участках много, а где-то не было вообще или отбывали формально. Было бы их больше - добрались бы они до самых серых и непрозрачных зон..."

Про то, следует ли ожидать кадровых решений по итогам кампании: "Обязательно. Уже сейчас начался процесс переназначения руководителей избирательных комиссий регионов, ТИК и УИК. Предполагается обновление руководителей примерно на четверть. Это очень много. Естественно, что при рассмотрении кандидатур учитываются количество и характер нарушений, которые были выявлены в регионе.
Рассматриваем по четырем признакам: большинство регионов, где нет претензий ни к комиссии, ни к руководству региона; часть регионов, где было серьезное злоупотребление административным ресурсом, но избирательные комиссии субъектов пытались этому противостоять; часть регионов, где нет претензий к властям региона, но есть серьезные претензии к субъектовой избирательной комиссии; регионы, где серьезные претензии и к тем и к другим, - так называемые аномальные регионы."

Про рассмотрение сообщений о нарушениях в отдельных регионах: "Согласна, по Санкт-Петербургу ситуация очень противоречивая. Там нет явки в 99,99%, нет голосования 99,99% за партию власти. Там вполне адекватно отражено в целом настроение избирателей, но на этом фоне точечные нарушения (хотя точечные - не значит мелкие) были вызывающими. До сих пор и мы продолжаем разбираться с рядом случаев, и прокуратура, и суды. <...>
По Башкирии приняты очень серьезные меры по итогам рассмотрения поступивших жалоб. Мы взяли все: сообщения СМИ, из интернета, все обращения граждан. Туда выезжали представители ЦИК, чтобы разложить все по полочкам. <...> Продолжается работа с территориальными избирательными комиссиями (ТИК), будет пересмотрена работа по обучению региональных комиссий. Ни одно нарушение не останется без нашей реакции. В ближайшее время готовится еще одно посещение моими коллегами по ЦИК Уфы, чтобы полностью завершить нашу проверку по всем аспектам. Завершаем проверки в Башкирии - и на очереди Дагестан. В каждом из так называемых неблагополучных регионов есть своя специфика, которая требует внимательного анализа, чем ЦИК сейчас и занимается."

Про проявления нездоровой конкуренции и админресурс на выборах: "Что касается самих партий, то, к сожалению, многие из них увлеклись процессом удаления конкурентов сомнительным способом. <...> То есть не просто используется админресурс, а используют одну из партий, чтобы снять неугодных с выборов. Я не раз говорила, что это ударит бумерангом в другом регионе, что неоднократно и происходило. Но должна же быть этика партийных взаимоотношений, зачем же позволять использовать себя представителям администраций? Грош цена таким партийцам."

Про случаи снятия оппозиционных партий с выборов в регионах: "Мы с ними боролись там, где были основания. <...> Другое дело, что некоторые региональные комиссии боролись с нами с помощью местных судов. Например, и в Ленинградской области, и в Санкт-Петербурге. Мы почувствовали невероятное противодействие - результат того самого столкновения федеральных интересов и интересов местечковых элит. Это серьезная политическая проблема, далеко выходящая за рамки возможностей ЦИК. Все, что мы выявили, сейчас систематизируется, чтобы в будущем такое не повторялось."

Про взаимодействие ЦИКа и АП в ходе избирательной кампании: "Мы обращались, чтобы решить проблему с видеонаблюдением или когда возникали вопросы, выходящие за рамки компетенции ЦИК. В частности, когда в том или ином регионе возникала опасность злоупотребления админресурсом. Это было не в тех масштабах, что раньше, но нам приходилось ломать эту систему, и в одиночку мы бы не справились."

Про личную оценку итогов выборов в Госдуму: "Чем шире политический спектр - тем лучше. ЦИК предпринял все возможные усилия для того, чтобы партии могли быть максимально представлены. Жаль, что ни праволиберальные, ни левопатриотические партии в нынешнюю Думу не прошли, но это не значит, что надо опускать руки или замереть до следующей кампании. Да и партии власти нет повода расслабляться, поскольку победила она с подобным результатом благодаря президенту."

Про Навального: "Он правильно себя ведет. Его наезды продиктованы тем политическим жанром, в рамках которого он существует. Когда однажды я сказала про него, что «лежачих не бью», то это не в обиду, а просто потому, что сейчас Навальный ограничен в своих политических возможностях."

Про низкую явку на выборах-2016: "Я не скажу, что она очень низкая, - просто самая низкая в нашей электоральной истории по кампаниям такого уровня. Но это должно вызывать определенную тревогу. Конечно, ближе к концу сентября явка могла быть чуть выше. <...> По данным некоторых исследователей, уровень доверия к выборам определенно повысился. Но был ли нерв, который захватил людей, - почувствовали ли люди, что от исхода кампании зависит их жизнь? Были ли партийные дебаты захватывающими? Отнюдь.
Наверное, и ЦИК здесь недоработал - я уже говорила, у нас не было возможности провести полноценную информационную кампанию. <...> Это ощущалось на всех уровнях, недостаточно было информации даже в Москве. Не хватало иногда даже информации о том, где проходят выборы и кто в них участвует."

Про заложенные в бюджет-2017 суммы на выборы президента и слухи о досрочных выборах: "Повторю еще раз то, что утверждала еще в сентябре: если бы деньги не были заложены в бюджет 2017 г., то мы ничего не успели бы организовать к президентским выборам, которые должны пройти 11 марта 2018 г. Ведь избирательная кампания начинается в начале декабря (не раньше чем за 100, но не позднее чем за 90 дней). К этому времени в ЦИК России уже должны быть деньги, и по существующему закону мы в течение 10 дней с момента объявления выборов должны их перечислить в регионы. Вот так планируется бюджет, который закладывается на 2017 г. и пролонгируется на всю выборную кампанию."

Про возможные изменения избирательного законодательства в предверии президентских выборов: "Полагаю, что у нас с коллегами появятся предложения о том, что нужно упростить - по документам, по наблюдателям, по журналистам. <...> Мы выскажем некоторые идеи, а реализация - это дело законодателя."

Про оппозиционное прошлое и свои ощущения на посту главы Центризбиркома: "Я всегда ощущаю себя оппозиционером к несправедливости и нарушениям и в любом качестве стараюсь защищать людей. Поэтому всегда в оппозиции к нарушителям. Если власть что-то нарушает, то я буду об этом говорить. <...> Почему согласилась перейти в ЦИК? Потому что была четко выражена воля президента, что выборы должны быть честные и прозрачные. Это совпадало с моим представлением. Я не в состоянии идти на сделки с совестью и делать то, за что было бы стыдно. Поэтому искренне, хотя, может быть, и с ошибками - я ведь живой человек, - делаю то, что должна. Уже есть определенный оптимизм, потому что стала более информирована, лучше понимаю все плюсы и минусы системы - появилось понимание, что с ними можно справиться. <...>
Мы должны исходить из реальности и делать то, что должно. Если веришь, что можешь внести свой вклад, чтобы люди почувствовали себя гражданами, чтобы они понимали, что от них тоже многое зависит, то нужно это делать. Это и правовое просвещение, и воспитание гражданского достоинства. <...>
Я заинтересована в том, чтобы в стране была нормальная оппозиция, иначе страна не развивается. Если мне не нравятся чьи-то взгляды, это не означает, что их не должно быть или человек не имеет права их иметь."

В общем, достаточно интересное интервью получилось. И по нему заметно, как изменилась сама Элла Александровна: на смену этакому "комсомольскому задору", который мы видели весной, пришёл осторожный, рассудительный оптимизм. Насколько такое изменение настроения оправданно и к чему все это может привести в дальнейшем - покажет время.

Интервью Памфиловой комментирует депутат Городской думы Южно-Сахалинска Сергей Дмитриев: "Прошедшие выборы отличались от предыдущего избирательного цикла. У нас на Сахалине это чувствовалось особенно. <...>
Если честно, к праймериз у меня отношение несколько настороженное в той части, что сами дебаты, которые проводились в этом году, не отвечали заявленной цели. Это был скорее формат "вопрос - ответ". Но сам принцип, что проводилось предварительное голосование и затем был единый день голосования, и на это все работали, правильный. Возможно, именно этим - работой - и объясняется высокий результат партии.
Поэтому полностью согласен с Эллой Александровной. Кто хотел победить и работал на результат, тот и получил по заслугам."

Председатель комиссии Общественной палаты Вологодской области по вопросам развития гражданского общества и информационной политике Александр Ушаков в беседе с "Давыдов.Индекс" особое внимание уделил использованию партиями "грязных" технологий и заявлениям проигравших о непризнании итогов выборов: "Я считаю, что партии вносят раскол в общество. Они нападают друг на друга, поливают грязью, грызут. Это было всегда и от этого никуда не деться. И никто никогда не согласится с деятельностью избиркома, если он не получил желаемого результата. Это идет борьба за власть. И эти все заявления и возмущения тех, кто не победил, пустой ветер, пустой звук."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Источник: «Можно бесконечно сваливать свои неудачи на зловредную власть или на ЦИК»

итоги, партии, регионы России, Памфилова, Центризбирком, интервью, выборы-2016

Previous post Next post
Up