На предстоящих в следующем году выборах членов Общественной палаты РФ могут отменить интернет-голосование.
Такое заявление сделал на прошлой неделе секретарь федеральной Общественной палаты Александр Бречалов. Он предложил передать право заполнять выделенную ранее на интернет-выборы квоту (43 места из 168) членам ОП, которые будут выбраны по президентской квоте (40 мест) и квоте региональных общественных палат (85 мест). По его словам, использованная на выборах нынешнего состава ОП в 2014 году технология интернет-голосования вызвала "много нареканий": тогда оно сопровождалось рядом скандалов и "полностью себя дискредитировало".
В частности Бречалов упомянул об имевших место "накрутках" голосов, в результате чего некоторые известные представители ОП не попали в новый состав: "В Краснодаре представитель общественной организации задал мне вопрос, почему во время интернет-голосования он набрал около 1,5 тыс. голосов, в то время как его коллега, у которого нет никаких аккаунтов в интернете,- 34 тыс."
Бречалов отметил, что по сути интернет-голосование не расширяет, как изначально предполагалось, а сужает доступ выборщикам: "Не все люди интернетом живут. Многие живут телевидением, газетами. Интернетом пользуется существенная часть населения, но не вся, и он сузил количество людей, которые могли отдать свой голос." Поэтому, полагает он, было бы справедливо принять предложение одной из общественных организаций и передать право выбирать членов ОП по "интернет-квоте" тем, кто будет избран по двум другим квотам. Бречалов уточняет, что, по его мнению, такое голосование должно быть публичным и проходить с использованием бюллетеней или рейтингового голосования, а кандидатов на эти 43 места должны выдвигать коллегиальные органы общественных объединений.
Реакция членов ОП и представителей экспертного сообщества на такую инициативу оказалась достаточно разнообразной. По мнению члена действующей ОП по президентской квоте Георгия Фёдорова, отказ от интернет-голосования, которое "оживило интерес к ОП" и создало конкуренцию между общественниками, только усугубит ситуацию. Он считает, что вместо отказа нужно усилить контроль за ходом интернет-голосования.
Политолог, член ОП РФ Екатерина Курбангалеева поддерживает критику Бречалова в адрес интернет-голосования, но считает возможным сохранить его, изменив процедуру: "На мой взгляд, должна быть другая, видоизменённая форма. Я согласна с критиками, секретарём ОП РФ, что при формировании третьей части российской Общественной палаты были определённые дефекты. Необходимо ввести дополнительные фильтры. У правозащитников или экологов узкий круг людей, которые их знают. У них нет задачи заниматься активным самопиаром. Они ведут адресную работу. А задача, например, молодёжных организаций - создавать и поддерживать большие сети. И для молодежной организации набрать достаточное количество кликов намного проще, чем правозащитной и/или экологической организации.
Если и организовывать какое-то рейтинговое голосование посредством интернета, то надо делать это внутри равных с точки зрения возможностей мобилизации своих сторонников групп. Это первое. Второе - можно рассмотреть вариант выборщиков среди ранее выбранных членов ОП РФ. Хотя, наверное, этот метод может показаться кому-то на первый взгляд не очень демократичным, но как вариант имеет право на существование. Да и само интернет-голосование может остаться в том виде, в каком оно есть. Но, повторюсь, там должны быть включены фильтры, которые выранивают заведомые преимущества ряда претендентов, сложившиеся в силу их деятельности, как у молодёжных организаций."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Источник:
Общественная палата отключится от интернета