Татьяна Голикова считает, что пришло время пересмотреть систему обязательного медицинского страхования и сделать её более эффективной с точки зрения расходования средств из бюджета.
Глава Счётной палаты напомнила, что на данный момент в системе ОМС параллельно работают структуры двух видов - страховые организации и территориальные подразделения федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). По её данным, за прошлый год эти структуры, которые "лишь выполняют функции транзитера денег", заработали в общей сложности 42,5 млрд рублей и сумели извлечь "немалую прибыль, которая позволяет им достаточно безбедно существовать". В этом году полученный указанными организациями доход - уже 38 млрд рублей.
По мнению Голиковой, на сегодняшний день сложилась ситуация, в которой данные институты в подавляющем большинстве случаев не выполняют свои основные функции, а "паразитируют на бюджетных деньгах, а иногда работают в ущерб медицинским организациям". Как она отметила, "пока деятельность страховых медицинских организаций оставляет желать лучшего".
Татьяна Голикова уточнила, что послужило причиной нынешней "задвоенности" в системе ОМС. Дело в том, что при принятии закона об ОМС было много споров, какие структуры должны заниматься его реализацией - региональные подразделения ФОМС или страховые компании. В итоге решено было оставить оба института. Но сейчас, по её мнению, назрела необходимость определиться с выбором и оставить какой-то один из них, оптимизировав таким образом расходование бюджетных средств. Как заявила глава Счётной палаты, "наступает время. когда мы должны предметно подумать по поводу того, какую роль и место территориальные фонды и страховые медицинские организации должны иметь в системе обязательного медицинского страхования".
Логика Голиковой достаточно прозрачна и понятна. Действительно, какой смысл платить за работу двум видам организаций, если с ней вполне может справиться один из них? И ответ на вопрос, кто "выживет", почти очевиден. Правда, возникает неопределённость с будущим страховых компаний, для многих из которых ОМС - чуть ли не единственное направление работы. Но это Счётную палату беспокоить не должно по определению.
Председатель правления Ямало-Ненецкой региональной общественной организации инвалидов "Центр информационной поддержки «Таганай»" Сергей Богдановский высказывается в поддержку Голиковой: "Полностью согласен с мнением руководителя Счётной палаты Татьяны Голиковой о необходимости пересмотреть принцип работы организаций, связанных с обязательным медицинским страхованием. <...> Систему нельзя назвать доступной и прозрачной. Зачастую люди просто не понимают, как это работает, какую медицинскую помощь они должны получать бесплатно, а за что должны платить."
Председатель областной организации Всероссийского общества инвалидов, председатель комиссии по социальным вопросам Общественно-политического консультативного совета при Губернаторе Владимирской области, член Правления областной организации "Знание" России, член Общественного Совета при управлении Росздравнадзора по Владимирской области Михаил Осокин считает, что Голикова несколько искажённо понимает принципы работы системы ОМС: "Функция распределения страховых средств на местах далеко не ограничивается только транзитными операциями. Есть структуры, которые обеспечивают контроль над расходами, над соблюдением стандартов оказания медицинских услуг. Контролировать всё это должны люди достаточно независимые. Слова Татьяны Голиковой о получении прибыли страховыми медицинскими организациями меня несколько удивили. Насколько я знаю понятие "прибыль" в данных структурах вообще не существует. <...> Смотреть на медицинские страховые компании как на высокоприбыльный бизнес не нужно. У них немного другая задача. <...> Попытка уничтожить структуры, работающие в системе ОМС - это шаг к переходу на бюджетное финансирование, которое было при социализме."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Ссылки в тему:
Татьяна Голикова предложила пересмотреть работу участников системы ОМСГоликова констатирует, что очередь на высокотехнологичную медпомощь в РФ пока сохраняется