Бизнес уходит из госзакупок?

Oct 27, 2016 19:01

Странная ситуация складывается в госзакупках: официальные источники говорят об увеличении доли контрактов с малым бизнесом, а сами предприниматели заявляют об уходе из этой сферы из-за невозможности работать.




По данным Единого реестра субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства) и единой информационной системы в сфере закупок, количество контрактов, заключаемых с представителями малого и среднего бизнеса растёт. Глава Корпорации МСП Александр Браверман сообщает, что по сравнению с июлем 2015-го число компаний малого и среднего бизнеса, принимающих участие в закупках крупнейших заказчиков, с на сегодняшний день возросло почти в полтора раза - с 18 до 26 тысяч: "Никакого спада нет, мы видим только рост числа субъектов МСП, которые являются поставщиками для 225 крупнейших заказчиков из числа госкомпаний." Как напоминает Ъ, по закону доля прямых закупок госкомпаний у малого бизнеса должна быть не ниже 10%.

В то же время предприниматели говорят об обратном: по данным опроса руководителей малого и среднего бизнеса, проведённого "Опорой России" и Промсвязьбанком, общая доля компаний МСП, участвующих в госзакупках, за тот же период упала с 24% до 15% и продолжает сокращаться. При этом по отдельным сегментам наблюдается ещё более критичное сокращение: в микробизнесе эта цифра упала с 21% до 12%, а в малом бизнесе - с 28% до 18%.

Старший вице-президент Промсвязьбанка Александр Чернощёкин отмечает: "Компании, которые ранее были недовольны госзакупками, очевидно, прекратили в них участвовать. Скорее всего, они выяснили, что административные затраты на участие перевешивают выгоды." В то же время, отмечает он, меняется мнение предпринимателей о прозрачности и чистоте госзакупок. Доля тех, кто считает проходящие в этой сфере прозрачными, выросла с 30% до 43%, а заявлений о фальсифицированности госзакупок стало меньше - 12% против 22% в июле 2015-го.

Руководитель "Опоры России" Александр Калинин акцентирует внимание на том, что сейчас малому бизнесу стало сложнее работать в госзакупках. Причина жёсткие технические требования заказчиков (об этом говорят 42% опрошенных) и излишние административные барьеры. По сути, говорит Калинин, малому бизнесу приходится преодолевать тройной барьер из-за требований заказчиков: "Большинство заказчиков требуют сертификацию продукции, даже если она не обязательна. Второе требование - аккредитация в системе проверенных поставщиков при заказчике. Третье - проверка сертификата центрами сертификации, которым доверяет заказчик, что по сути является двойной сертификацией." Стоимость услуг по добровольной сертификации может стоить до 1,5 млн рублей. По мнению Калинина, можно смягчить эти требования и заменить сертификацию проверкой добросовестности сертификационных центров, а аккредитацию - процедурой проверки добросовестности поставщика.

Александр Браверман подтверждает наличие озвученных бизнесменами проблем, но заявляет, что Корпорация МСП против смягчения требований: "Мы являемся категорическим противником ослабления этих требований, но они не должны быть заградительным финансовым барьером для предпринимателей, оборачиваться для бизнеса большими издержками." Он заявляет, что сейчас в Корпорации МСП совместно с Минэкономики и Росстандартом идёт разработка предложений по упрощению требований и снижению затрат для субъектов МСП при участии в госзакупках, в т.ч. при прохождении сертификации.

Председатель правления "Тверского делового клуба", член Общественной палаты Тульской области Алексей Моторкин ставит под сомнение результаты опроса "Опоры России" и Промсвязьбанка: "Я с уважением отношусь к организации предпринимателей "Опора России" и "Промсвязьбанку", уверен, что при проведении опроса они работали со своей клиентской базой, но тем не менее не совсем согласен с выводами, которые они сделали при проведении исследования. С точки зрения участия малого и среднего бизнеса в госзакупках сегодня, наоборот, намечаются положительные тенденции. Позитивное движение со стороны чиновников и госкомпаний в этом направлении, безусловно, идёт. <...> До тех пор, пока будут госзакупки и муниципальные закупки регулироваться действующим законодательством, через 44-ФЗ, который не выдерживает никакой критики, доля участия малого и среднего бизнеса в этих закупках будет ничтожно мала. <...> По нашим наблюдениям, можно работать с техническим соблюдением условий госзакупок и соответствующим образом формировать то, что нужно самим учреждениям. <...> Убеждён, что в процедуре госзакупок нужно доверять больше чиновникам, делать их хозяевами во вверенных им предприятиях, давать им возможность самим покупать расходные материалы, оплачивать услуги и при этом нести полную ответственность за свои действия. Обязательно в открытом доступе должен быть показан каждый чек, каждая деталь закупок, чтобы общественность была убеждена в честности проведения процедуры."

Профессор кафедры экономического анализа организаций и рынков НИУ-ВШЭ, заместитель директора Института анализа предприятий и рынков Светлана Авдашева, напротив, подтверждает данные о снижении участия МСП в госзакупках, но считает, что в среднесрочной перспективе эта ситуация может выправиться: "Тенденция к уменьшению доли МСП в этой процедуре объективно существует. Происходит это по двум основным причинам. Во-первых, компании несут высокие затраты на участие в закупках. Второе объяснение нужно искать в законодательстве о государственных закупках и соблюдении правил, по которым они осуществляются. <...> 20-25% участия МСП в госзакупках - это слабый показатель. За два года цифры должны измениться в лучшую сторону. В перспективе в госзакупках будет участвовать большее количество компаний. Это будет связано, прежде всего, с тем, что существует тенденция к появлению новых предприятий малого и среднего бизнеса."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Источник: Малый бизнес охладел к госзакупкам

малый бизнес, предпринимательство, бизнес, госзакупки

Previous post Next post
Up