Экс-глава Минфина рассказал о Стратегии социально-экономического развития. И сделал это в своём обычном стиле.
Вчера на 15-м Общероссийском форуме "Стратегическое планирование в городах и регионах России: диалог в поисках согласованности" в Санкт-Петербурге Алексей Кудрин немного приоткрыл завесу тайны над документом, разработкой которого он сейчас руководит как глава Экономического совета при президенте РФ и председатель Совета фонда ЦСР. Достаточно своеобразно, но тем не менее.
По его словам, первая, общая редакция новой стратегии социально-экономического развития нашей страны должна быть готова уже через 2-3 месяца: "Стратегия только формируется. Думаю, в первом приближении это будет к началу следующего года."
Кудрин подчёркивает, что в документе не будет какого-то одного тезиса или принципа, на котором построится всё остальное, он будет основан "на нескольких драйверах, нескольких решениях, которые должны быть связаны со всеми другими, что не исключает реформирование по всем направлениям".
В числе основных приоритетов развития он называет "человеческий капитал" и переориентирование отечественной экономики: "Россия должна сменить преимущества сырьевые на преимущества технологические, это важнейшее обстоятельство роста. <...> Нужно прорываться в эту бесконечность современных новых рынков, на которых завоёвывать свои места." По его словам, в России уже сейчас есть несколько технологических компаний, решения которых успешно применяются по всему миру, но пока это скорее единичные случаи: "Но это нужно масштабировать. Таких примеров должны быть тысячи."
В общем, ничего нового Алексей Леонидович в этот раз не сказал. Те же мысли-лозунги, что и полгода, и год назад. С одной стороны такая "верность взглядам" - это, наверное, даже хорошо. С другой - ситуация в экономике и социальном развитии постоянно меняется и соответственно должны меняться и предлагаемые комплексы мер. Но этого почему-то не происходит.
Политолог, доктор политических наук, эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов скептически оценивает в беседе с
"Давыдов.Индекс" высказывания Кудрина: "Сегодняшняя округлость формулировок неслучайна. Я думаю, и Алексей Леонидович, и возглавляемая им структура находится в довольно сильном интеллектуальном и концептуальном затруднении. Во-первых, замечательный фон для общения Кудрина с прессой - это прогноз, активно сейчас обсуждаемый на интернет-ресурсах, прогноз Минэкономразвития двадцатилетней стагнации, который поверг в уныние огромное количество комментаторов, хотя отличается удивительной интеллектуальной честностью.
И на этом фоне Алексей Леонидович должен продемонстрировать какую-то альтернативу, а альтернатива не особо просматривается. <...> В нашей ситуации резкое расширение экономической свободы невозможно с учетом фактически силового и мобилизационного развития государства и в целом общества, которое наблюдается в последнее время и фактически усиливается. <...>
Второй аспект, второй важнейший инструмент выхода из стагнации - это платежеспособный спрос. Мы понимаем, что платежеспособный спрос долгое время был драйвером экономического роста в России. А он сейчас усиленным образом сокращается. Более того, правительство, которое последовательно сокращает бюджетные обязательства и фактически траты на здравоохранение, образование, зарплаты бюджетникам, сокращает платежеспособный спрос. Чтобы повышать его, нужны ресурсы. <...> Нужен структурный манёвр в пользу поддержания тех отраслей, которые создают высокий коечный спрос. А это значит, что мы должны будем опять говорить о том, что необходимо перераспределить имеющиеся ресурсы. А политическая логика этого не позволяет.
Мне грустно. И, я думаю, Алексею Леонидовичу, человеку неглупому, ещё грустнее."
Своим видением кудринской "Стратегии..." делится с нами политолог, социолог, координатор КГИ в Архангельской области Андрей Чураков: "С момента, когда Алексей Кудрин начал заниматься разработкой стратегии, мы встречались, общались, но о деталях концепции мы не говорили. Поэтому то, что я хочу сказать, это моё предположение, не более.
Я думаю, что в основе стратегии, которую разрабатывает ЦСР под руководством Алексея Кудрина, будет заложена в первую очередь реформа институтов государственного управления. И мне хочется верить, что первая и по значимости, и по времени, которая будет там заложена, это будет реформа судебных органов. Потому что до тех пор, пока мы в государстве не установим по-настоящему правовой порядок, заниматься другими институтами достаточно проблематично. В экономике, если не установлено право собственности и не работают судебные механизмы по отстаиванию своих конституционных прав как на уровне рядового человека, так и на уровне юридических лиц, в том числе крупных корпораций, что-то делать в экономике бесполезно. <...>
Второй момент, который, я думаю, будет обязательно присутствовать в той стратегии, которую предложит ЦСР, это по максимуму нужно оградить экономику, бизнес от влияния чиновничества. Государство должно как можно быстрее уходить из экономической сферы. <...> Нужно создать такие правила игры, когда чиновник должен выполнять тот функционал, который связан с процессами, идущими на уровне страны или региона. <...>
И третье, что должно отразиться, на мой взгляд, в стратегии, это, как ни странно, вопросы культуры. <...> До тех пор, пока у нас не будут созданы благоприятные условия для развития человека, а культуру нужно понимать именно в этом отношении, до тех пор, пока у нас будут пытаться диктовать человеку нормы морали и поведения самые разнообразные, зачастую малообразованные чиновники или общественники, до тех пор общество будет находится в состоянии фрустрации. Цели нет.
Мне кажется, три перечисленных мною компонента должны присутствовать в стратегии. По крайней мере, я их очень жду от Кудрина и от возглавляемого им Центра стратегических разработок."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Источник:
Кудрин рассказал о подготовке стратегии социально-экономического развития