После подведения итогов выборов стало ясно, что почти все политические партии будут получать от государства меньше денег.
Напомню, по закону партии, набравшие на выборах в Госдуму не менее 3% голосов (в том числе не прошедшие в Госдуму), вправе рассчитывать на получение финансирования из бюджета из расчёта 110 рублей за каждый полученный голос. Таким образом начиная с 2017 года ЕР будет ежегодно получать около 3,1 млрд рублей, КПРФ - 772 млн (меньше на 50%, чем сейчас), ЛДПР - 760 млн (примерно столько же, сколько сейчас) и "Справедливая Россия" - 360 млн (сейчас - 950 млн в год).
В связи с этим руководители партий уже планируют некоторые меры, которые, как предполагается, позволят им функционировать и при сокращённом госфинансировании.
В "Справедливой России" сообщают, что принцип выделения средств региональным отделениям, по которому в регионы уходит 25% госсредств, будет соблюдаться и далее. Источник Ъ в СР отметил: "Нам необходимо, чтобы на местах были сотрудники." В первую очередь меры по оптимизации расходов коснутся центрального аппарата партии - его планируется сократить на 30%. Ъ отмечает, что до сих пор по размеру расходов на центральный аппарат (62,9 млн руб.) эсеры были на втором месте после единороссов (155 млн). То есть сокращение аппарата даст экономию порядка 23 миллионов. Также источник в партии сообщил, что будет пересмотрена её структура: "Будут также структурные изменения - сократят управление по обеспечению палаты депутатов партии."
Коммунисты тоже планируют сохранить финансовую поддержку региональных отделений - об этом заявляет секретарь ЦК КПРФ Юрий Афонин. По словам источника Ъ в КПРФ, руководство партии приняло решение увеличить в 1,5 раза партмаксимум (максимальный размер партийного взноса) для 42 избранных депутатов Госдумы VII созыва. По его словам, эта мера позволит "сохранить тех, кто в прошлом созыве числился помощником депутата, а по факту работал на всю партию". Также на пленуме ЦК 22 октября будет дана оценка эффективности работы центрального аппарата партии и, возможно, произойдёт его оптимизация. Источник издания уточняет: "Тех, кто работал эффективно, оптимизация не коснётся." Однако другой собеседник Ъ утверждает, что изменений в структуре аппарата проводить не планируется.
Депутат Госдумы Андрей Диденко (ЛДПР) признаёт, что его партия потеряла часть господдержки, но "гораздо меньше, чем другие политические силы". По его словам, каких-либо мер по сокращению штата или зарплат сотрудникам партаппарата не предвидится: "Тех, чья деятельность оплачивается, их мало." По данным Диденко, в первом квартале этого года на содержание центрального аппарата партии было потрачено 7,9 млн рублей.
Коснутся изменения и аппарата, обеспечивающего работу депутатов Госдумы VII созыва. Всего в него вошли около 1400 человек - сотрудники аппаратов фракций, госслужащие и думские помощники депутатов. Изменятся составы аппаратов фракций. В аппарате фракции КПРФ, например, в прошлом созыве было 20 сотрудников и 184 помощника 92 депутатов. Сейчас источник во фракции говорит: "Даже если аппарат фракции останется таким же, даже если выделят какие-то дополнительные ставки руководителю фракции, всех всё равно не устроить. Впервые с 2003 года мы вынуждены с кем-то прощаться, хотя делается всё возможное." В СР тоже готовятся к сокращению аппарата фракции: "Очевидно, что оптимизация будет, но окончательный формат пока неясен." Как предполагают источники Ъ, часть сотрудников аппаратов фракций, которые потеряют свои места, можно будет устроить в аппараты думских комитетов.
Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и политологии УлГУ, культуролог, социолог, политтехнолог Александр Качкин (Ульяновск) негативно оценивает информацию о сокращении госфинансирования партий: "В контексте логики партийной системы России сокращение государственного финансирования партий - это шаг к партийной деградации. Оптимизация приведёт к снижению активности партий, к минимизации их возможностей в первую очередь на уровне регионов. <...> Уменьшение финансирования приведет к уменьшению влияния партий. <...>
Электорат обеспечивает легитимность власти. С этой точки зрения совершенно справедливо, что партии будут получать финансирование от количества голосов избирателей. Снижение финансирования приведёт партию к выполнению только одной задачи - борьба за электорат. За рубежом подобная практика работает уже давно. Наверное, пришло время применить её и в нашей стране."
Политолог Кирилл Николенко (Владимир) также отрицательно высказывается о сокращении господдержки партий, но считает, что это неизбежный ход: "Многие партии лукавят, рассказывая о том, что существовали они только исключительно за счёт бюджетных средств. У многих были спонсоры, помогающие осуществлять партийные цели и задачи. После того, как, например, КПРФ потеряла на выборах приличное количество голосов, интерес у предпринимателей вкладываться в эту партию пропал, и он продолжит своё падение и в дальнейшем. КПРФ сегодня ничего не остаётся, как говорить об увеличении "партийного максимума", потому что им нужно как-то выживать. Печальная ситуация сложилась и у партии "Яблоко". Она имела финансирование с 2012 года, а теперь его полностью теряет. <...> Я считаю, что партийное финансирование урезать не стоит, но сегодня другого выхода нет. Большинство партий в этой ситуации будут чувствовать себя достаточно неуверенно, у многих будет наблюдаться спад активности в работе из-за того, что средства на содержание сократились. Но жизнь диктует свои условия, поэтому, если партии захотят выжить, они будут учиться работать в предлагаемых обстоятельствах."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Источник:
Политика есть концентрированное выражение экономии