«Роснефть» предложила министерству экономического развития свой вариант раздела активов «Чеченнефтехимпрома», который Владимир Путин пообещал передать в собственность Чеченской республики. Но эти варианты могут оказаться выгодны только самой «Роснефти».
Госкомпания видит два пути развития. Согласно одному из них «Роснефть» предлагает безвозмездно выделить Чечне участок под строительство завода литий-ионных аккумуляторов, о котором власти республики уже договорились с корейской компанией КОКАМ, а акции ЧНХП передать «Роснефтегазу», который владеет контрольным пакетом «Роснефти».
Второй вариант подразумевает передачу всего имущества «Чеченнефтехимпрома» в собственность республики с одновременной продажей акций «Грознефтегаза», работающего на арендованных активах ЧНХП, и имущества республике или стратегическому инвестору по рыночной стоимости, определенной международным оценщиком, сообщают «Ведомости».
Соответствующие предложения «Роснефть» направила Минэкономразвитию, который по поручению Владимира Путина разрабатывает схему передачи 100% актива республике. Президент пообещал передать ЧНХП Чечне еще в конце прошлого года, но этот процесс идет крайне медленно из-за того, что 2860 единиц имущества по добыче и транспорту нефти арендует у ЧНХП уже упомянутый «Грознефтегаз».
Ранее предполагалось, что «Роснефть» и власти Чечни должны согласовать список активов ЧНХП, необходимых каждой из них. После этого имущество предприятия, которое использует «Грознефтегаз», должны внести в уставный капитал «Роснефтегаза», а 100% акций ЧНХП - уже без этих активов - отойти Чечне. Из прогнозного плана приватизации «Чеченнефтехимпром» исключили еще в конце июня, но процесс разделения активов до сих пор не завершен.
Предложения «Роснефти» идут вразрез с идеями Минэкономики, поскольку де-факто исключают сам раздел ЧНХП, отмечает «Ъ». Эксперты, опрошенные изданием, также недоумевают, зачем нефтяная компания держится за эти активы, так как вряд ли рыночная стоимость «Грознефтегаза» окажется высокой. Она будет зависеть от структуры его месторождений - их состояния и того, можно ли поднять на них добычу. Сейчас добыча «Грознефтегаза» составляет 350 тыс. тонн в год и ежегодно снижается.
В то же время «Роснефти» принципиально продемонстрировать своим акционерам работу по рыночным принципам и дешево «Грознефтегаз» она вряд ли отдаст, говорят аналитики. Директор по экономике и финансам группы компаний «Уралпластик», независимый финансовый аналитик Константин Селянин, в свою очередь, задается вопросом, зачем «Роснефть» вообще должна хотеть расставаться со своим активом, если он приносит ей деньги.
- Любой производственный актив так или иначе интегрирован в цепочку бизнеса той же «Роснефти». В конце концов, это актив, который приносит деньги «Роснефти». И почему, собственно, она должна расставаться со своим имуществом и на каких условиях? Наверное, собственник может расстаться с имуществом, но в том случае, когда ему за это предложат хорошую цену.
По мнению Селянина, в ситуации между «Роснефтью» и правительством Чечни налицо пресловутый спор хозяйствующих субъектов на правообладание тем или иным активом. Он может быть разрешен либо путем переговоров о достижении цены, по которой актив будет продан, либо при отсутствии такого согласия он может быть разрешен в суде по принуждению передать активы.
- Наше законодательство практически исключает случаи, за исключением очень узкого спектра, по которым можно принудить собственника передать свое имущество. У нас есть статья Конституции, которая говорит о том, что никто не может быть лишен своего имущество иначе как по решению суда. В данном случае «Роснефть» - именно тот персонаж, который не может быть лишен своего имущества без собственного согласия, - говорит эксперт.
- Мы имеем спад по изыскательным работам, мы имеем спад по нефтедобыче. Снижение происходит ежегодно. Исходя из этого, мы понимаем, что в силу определенных, в том числе природных явлений, нефти больше не становится. Но вместе с этим в республике можно было бы провести работы по определению местонахождения ресурсов и организации добычи нефти на новых объектах. Но этого, к сожалению, не происходит. Исходя из всего вышесказанного, сегодня для предпринимательства, для всего среднего бизнеса в республике данный факт передачи предприятия был бы своевременным и экономически выгодным как для региона, так и для федерального бюджета, - заявил в беседе с
«Давыдов.Индекс» руководитель Ассоциации малого бизнеса Чеченской республики Максим Бугаев.
Он также подчеркивает, что передача ЧНХП необходима республике, в том числе, экономически:
- Для Чеченской республики развитие «Грознефтегаза» было бы очень актуальным по увеличению рабочих мест, по расширению мест нефтедобычи и ряду других экономических факторов, которые бы позволили дать дополнительные налоговые отчисления в бюджет республики.
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.