Тольятти как в ТОР-сырье

Aug 26, 2016 13:01

В Тольятти собираются организовать территорию опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).




Соответствующее постановление правительства подготовило министерство экономического развития России.

- Принятие решения о создании территории опережающего развития в границах городского округа Тольятти является необходимым с точки зрения комплексного подхода к развитию монопрофильного городского округа Тольятти и Самарской области в целом, привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, снятия напряженности на рынке труда, роста реальных доходов и потребительской активности населения, - говорится в пояснительной записке к документу, выдержки из которого приводит РИА «Новости».

За счет создание ТОСЭР в Тольятти за 10 лет планируют привлечь около 500 инвесторов, которые вложат в город больше 40 млрд рублей. Главный аспект заключается в том, что содействие развитию Тольятти будет производиться за счет привлечения не только инвестиций, но и создания новых рабочих мест, которые не связаны с деятельностью «АвтоВАЗа». Вместо одного градообразующего предприятия жителям города предложат освоить 33 новые сферы деятельности, включая пресноводное рыболовство, производство компьютеров и утилизацию отходов.

Планируется, что минимальный объем капитальных вложений от резидента составит 20 млн рублей. При этом, в первый год работы ТОР «Тольятти» минимальный объем капитальных вложений резидента ‎составит всего 5 млн рублей. Минимальное количество созданных рабочих мест для проектов в рамках ТОР составляет 20 единиц, сообщает «Газета.ру».

- Тольятти - не традиционный моногород. Огромный город с 700-тысячным населением, это не Пикалево, где некуда деваться. Бизнес здесь есть, тот же «Тольяттиазот». Эта агломерация Тольятти - Самара - единое пространство с улучшающейся транспортной доступностью. Те, кто хочет работать, в ТОР работу найдут, - уверен члена экспертного совета «Деловой России» Владислав Варяник. Его слова приводят «Известия».

Впрочем, эксперт признает, что мотивировать на освоение рыболовства работников, привыкших собирать автомобили, будет непросто. Чтобы решить эту проблему, необходимо будет тщательно проработать программу переподготовки кадров.

В то же время в документах Минэкономразвития отмечается, что Тольятти относится к категории муниципальных образований с наиболее сложной социально-экономической ситуацией. В настоящее время ухудшающееся положение «АвтоВАЗа» в первую очередь сказывается именно на жителях города. Из 700 тыс. жителей на градообразующем предприятии работают 50 тыс. человек. За последние пять лет с завода было уволено 40 тыс. работников, а 2008 - 2009 годах завод сократил еще 45 тыс. человек.

Учитывая данное положение, даже ‎после создания территории не все работники будут иметь возможность трудоустроиться. Прогнозируется, что в первые три года функционирования ТОСЭР будет создано около 12 тысяч новых рабочих мест.

Но без создания такой территории, по прогнозу властей, количество безработных жителей будет значительно выше и на конец 2016 года составит 15,8 тысячи человек, 2017 года - 21,4 тысячи человек, 2018 года - 22,1 тысячи человек, ‎в 2019 - 2020 гг. оно увеличится до 22,5 тысячи человек, что приведет к серьезному ухудшению социальной ситуации в городе.

В общей сложности, в рамках ТОСЭР планируется создание 24,8 тыс. новых рабочих мест, что, тем не менее, в разы меньше численности сокращенных работников завода в последние годы.

По последним данным сейчас число безработных в Тольятти официально составляет 8,5 тыс. человек.

Перспективы создания территории опережающего развития в Тольятти оценил руководитель департамента экономического развития мэрии городского округа Тольятти Дмитрий Богданов.

- Город - один из самых молодых в стране, с естественным приростом населения. Но в силу объективных причин сегодня сталкивается с определенными сложностями в градообразующей отрасли. И в этой связи абсолютно правильная ставка российского правительства на то, что в данной точке экономика страны может серьезно прирасти новыми отраслями. И для этого есть сегодня все. Поэтому это выгодно не только Тольятти, это выгодно стране.

Не столь оптимистично настроен доцент кафедры территориального развития Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Александр Савченко. По его мнению, очень много в успехе проекта зависит от того, какие проекты будут реализовывать в ТОР «Тольятти».

- Когда проблема рассматривается как приоритетная и когда под эти города действительно подбираются проекты, которые используют максимальное преимущество этих городов, инфраструктуру, в том числе производственную, и навыки людей, тогда все получается.

А дальше идет качество проработки этих проектов. Согласен, что не хотелось бы пускать бюджетные деньги на ветер. Но это не от людей зависит, которые живут в моногородах. С качеством этих людей как раз все в порядке. Они подтвердили это на предыдущих своих работах. Это системная проблема - качество проектов, которые мы пытаемся подставлять под инвестирование. И, скажем, нарекания возникают к китайскому сотрудничеству, в котором не всегда виноваты китайцы, а мы не можем предложить адекватные условия и проекты. Поэтому, как всегда, все решается на стадии планирования. А потом уже мы пожинаем плоды.

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

экономика, моногорода, Давыдов.Индекс, ТОР, инвестиции, Тольятти, АвтоВАЗ

Previous post Next post
Up