Госдума приняла закон, снижающий ограничение по ретро-бонусам, которые поставщики платят торговым сетям, вдвое.
По действующим нормам ретро-бонус не может превышать 10% от суммы поставок. Принятые Госдумой поправки
уменьшают эту цифру до 5%. Кроме того, теперь в эти 5% будет входить также оплата услуг сетей по продвижению, подготовке, обработке, упаковке товаров, а также логистических услуг.
По словам депутатов, после принятия закона издержки производителей снизятся, что поспособствует снижению конечных розничных цен.
Один из авторов поправок, Ирина Яровая, отмечает, что в первую очередь закон направлен на поддержку отечественных производителей и добросовестную конкуренцию: "Несомненно, для нас очень важно, что сегодня мы принимаем решения, которые запрещают любые дискриминационные практики и поборы с наших производителей и которые устанавливают справедливые отношения между торговыми сетями и нашими производителями." Как она заявила, после вступления новых норм в силу (через 10 дней после принятия закона) производители смогут направлять сэкономленные от сокращения бонусов средства на развитие своего бизнеса и снижение себестоимости продукции.
Кроме ограничения бонусов в новом законе есть и другая норма, которая, по мнению депутатов, также поможет сдерживанию цен. Теперь введены ограничения по срокам оплаты поставок продуктов. Для товаров со сроком годности менее 10 дней установлен максимальный срок оплаты не более 8 дней с момента приёмки, товары со сроком годности от 10 до 30 дней должны быть оплачены не позднее чем через 25 дней, а более "долгоиграющие" товары, включая российский алкоголь - максимум через 40 дней.
Руководитель думского комитета по экономической политике Анатолий Аксаков уточнил, что несмотря на вступление этих норм в силу уже в ближайшее время действовать они начнут только в отношении вновь заключаемых в 2016 году договоров. С января будущего года их действие распространится на все договора вне зависимости от даты их заключения: "Те договора, которые были заключены до вступления в силу этого закона, должны быть исполнены до 1 января следующего года, либо начнут действовать прямым образом те нормы, которые прописаны в данном законопроекте."
Эксперты оценивают новый закон по-разному. Теоретически это действительно может помочь снизить цены: розничные сети из-за длинных сроков оплаты часто закладывают в наценку возможное подорожание товаров, а бонусы также создают прибавку к цене поставщика. То есть сокращение сроков и уменьшение бонусов должно оказать действие.
С другой же стороны, как отмечают эксперты, снижение предельного размера ретро-бонуса может спровоцировать сети на увеличение наценки с целью компенсации "выпадающего" дохода - в этом случае цены не снизятся, а как минимум останутся на прежнем уровне, только при этом изменится соотношение сумм, получаемых поставщиками и сетями.
Какой эффект окажет этот закон на самом деле - покажет время. Тем более ждать осталось недолго: первые плоды будут уже в ближайшие месяцы, а в полной мере ощутить все последствия мы сможем в январе.
Ну, как-то так.