Как-то так сложилось, что в России считается само собой разумеющимся совмещение таких разных понятий, как бизнес (я сейчас имею в виду прежде всего крупный бизнес) и криминал. Многие известные предприниматели так или иначе подвергаются преследованию по разным основаниям.
Forbes запускает проект "Тюрьма и бизнес" - об участниках русского рейтинга миллиардеров, которым довелось стать фигурантами уголовных дел. Первая публикация - статья бывшего политика, бывшего совладельца (в разное время) "Вымпелкома", "Альфа-Эко", "Моего банка" и других компаний Глеба Фетисова. В материале Фетисов рассуждает о хитросплетениях взаимоотношений бизнеса, в первую очередь инвесторов, и чиновничества - по его мнению, в т.ч. из этих хитросплетений
рождается повод для преследования предпринимателей.
Всю статью приводить не буду, кому интересно - можете прочитать по ссылке выше. Тут я дам только несколько цитат.
"Наверное, только в нашей стране кампания по привлечению инвестиций в экономику сопровождается привлечением инвесторов к уголовной ответственности. В цивилизованном мире такой способ работы с бенефициарами назвали бы форменным грабежом. У нас же предпочитают говорить об индивидуальном подходе к каждому инвестору: если и сажают, то не всех, остальным дают заработать."
"Слово «инвестиции» нашим чиновникам очень нравится, слово «инвестор» уже вызывает легкую неприязнь. А слово «бенефициар» и вовсе воспринимается не иначе как ругательное, словно бенефициар - это не конечный собственник или выгодоприобретатель, а мошенник, теневой воротила, скрывающийся от правосудия под корпоративной вуалью."
"Я намеренно не делаю различия между бенефициарами и инвесторами. В бизнесе, как и во власти, действует принцип разделения ответственности во избежание конфликта интересов. У инвесторов - одна зона ответственности, у наемных менеджеров - другая, у регулятора - третья.
Бенефициар инвестирует деньги в банк в расчете на прибыль. Он не обязан знать все тонкости банковского дела - для этого есть наемные топ-менеджеры, которые продают свои знания и опыт."
"Побудив компании раскрыть своих бенефициаров, власти взяли в оборот уже самих конечных собственников, относясь к ним как к живым мишеням. <...> Никто из инвесторов не захочет покупать и развивать бизнес в России на условиях тотальной ответственности за ошибки исполнителей."
"Засуживая бенефициаров, власть отказывается от базовых корпоративных принципов, которые сама же внедряла все эти годы, - в частности, от принципа ограниченной ответственности собственника за действия топ-менеджеров компании. Есть законы, запрещающие собственникам напрямую вмешиваться в деятельность предприятия, подменяя собой правление. Хочешь контролировать компанию, делай это законным способом - путем принятия решений на совете директоров, на общем собрании акционеров или участников."
"Только за последние два года Банк России направил в следственные органы почти сотню заявлений, по которым возбуждено как минимум 43 уголовных дела. И это не просто много, это чрезвычайно много! <...>
Похоже, что Банк России разуверился в эффективности разрешения споров хозяйствующих субъектов посредством арбитража либо вовсе потерял доверие к российским и иностранным арбитражным судам. <...>
Решение проблем банковского сектора силовым путем вредит экономике страны. Охота на бенефициаров и подмена корпоративного права уголовным преследованием отбивают желание всерьез вкладываться в российский банковский сектор."
В целом у Фетисова получилась достаточно логичная, структурированная статья. С точки зрения логики придраться почти не к чему. И с выводами нельзя не согласиться в общем-то, хотя с отдельными моментами можно поспорить. Слишком уж, на мой взгляд, категорически мыслит Глеб Геннадьевич, в "чёрно-белом" режиме, без полутонов и оттенков. Но это можно списать как раз на его печальный опыт взаимодействия с властью и знакомство с предметом статьи "на собственной шкуре".
Ну, как-то так.