У известного своей инициативностью депутата из Санкт-Петербурга Виталия Милонова новая идея. На этот раз он хочет реформировать школу.
Милонов направил в Минобрнауки обращение с предложением ввести в российских школах обязательный для учеников старших классов "урок семейной и взрослой жизни". В обращении депутат отмечает, что школа должна готовить не только к поступлению в вузы, но и к самостоятельной жизни вообще. Он напоминает о том, что часто именно недавние школьники становятся жертвами разного рода мошенников и попадают в различные неприятные ситуации, к которым попросту не готовы. По его мнению, причина кроется в пропаганде "неправильных" ценностей, влиянию которой подвержены нынешние школьники - "бери от жизни всё" и тому подобное. Поэтому, считает депутат,
школьников нужно учить планировать и вести бюджет.
В интервью "Известиям" Виталий Милонов привёл дополнительные аргументы в пользу введения таких уроков: "Школа должна быть наполнена и воспитательной составляющей - семейное воспитание должно дополняться воспитанием школьным, членством в различных патриотических организациях. Дети - это не счётные машинки, это граждане, которые должны с самых ранних лет находиться в поле зрения государства. <...>
Тем более дети должны знать, что нельзя связываться с микрофинансовыми организациями, - это кабала. Дети должны представлять размеры реальной заработной платы молодых специалистов и твёрдо знать, что расходы никогда не должны превышать доходы."
Ещё одна проблема, решить которую помог бы новый урок - это, как считает Милонов, отсутствие у школьников знаний об основах супружеской жизни. И причина этого, как он считает, - в голливудских фильмах, которые якобы "заменяют ребятам реальный родительский пример", навязывают неправильное представление об отношениях в семье и формируют асоциальные модели поведения, не предполагающие серьёзных отношений и создания семьи. Как он отмечает, на таких уроках детям могли бы рассказывать об основах традиционной семейной жизни, семейном быте, воспитании детей, вреде абортов, выборе будущей профессии и т.д.
В качестве преподавателей новой дисциплины Милонов видит самых разных "профильных" специалистов - психологов, учёных, общественников, сотрудников правоохранительных органов.
Несмотря на то, что причиной всех обозначенных проблем Милонов в той или иной степени называет явления, так или иначе связанные с влиянием западной культуры, он уточняет, что корень всех этих проблем не во влиянии как таковом, а в том, что Россия "ничего не противопоставляет этой культурной экспансии": "С крушением СССР из учебного процесса была выхолощена идеологическая составляющая. Детям надо рассказывать о традиционных ценностях России, о традиционных религиях, о понятиях добра и зла, о патриотизме как главной составляющей нашего национального единства."
На первый взгляд вроде бы неплохое предложение. Однако специалисты возражают: многое из того, что перечислил Милонов, уже преподаётся в рамках курса обществознания. Но, как отмечает сопредседатель межрегионального профсоюза учителей Андрей Демидов, этот курс нуждается в переработке: "Обществознание сейчас преподаётся слишком формально, оно не связано с реальной жизнью, а учителя недостаточно квалифицированы. Нужно повышать квалификацию учителей, причём не на тех курсах, которые есть, они бесполезны и тоже слишком формальны. Нужно, чтобы учителя в том числе сами общались с представителями полиции или наркоконтроля, а уже дальше реальные знания, используя свои педагогические навыки, передавали ученикам."
Как уверена член координационного совета при президенте России по реализации национальной стратегии действий в интересах детей Галина Семья, преподавание вопросов о создании семьи и о внутрисемейных отношениях невозможно стандартизировать, многим детям такая дисциплина может даже навредить: "Насколько я знаю, в Москве каждая пятая семья является мусульманской, у них ведь другие ценности, отличные от православных, другое распределение обязанностей между отцом и матерью, как же можно на одном уроке воспитывать детей, которые принадлежат к разным религиям. У нас столько национальностей в стране, мы просто не сможем создать единую и эффективную программу обучения, учитывающую этнические и конфессиональные вопросы."
То есть проблему Милонов поднял действительно реальную и серьёзную: в большинстве случаев выпускники школ абсолютно не подготовлены к взрослой жизни. И с этим нужно что-то делать, давать им хотя бы необходимый минимум знаний, которые могли бы помочь. Какую-то информацию - об основах семейной экономики и планирования бюджета, о своих правах и обязанностях и способах их защиты, о действиях в нестандартных ситуациях и т.д. - действительно можно было бы давать в рамках курса обществознания. Но за "тонкие" вопросы, касающиеся семьи, её создания и внутрисемейных отношений, традиций и т.п., должны всё-таки отвечать родители.
Ну, как-то так.