Образ Ленина в советской опере

May 30, 2016 23:35

Оперное искусство оказывает сильное эмоциональное воздействие, так как объединяет в себе силу музыки, танца и вокального исполнения. Образ вождя пролетариата Владимира Ильича Ленина впервые появился в опере в конце 1930-х гг. На основе повести Н. Вирты о гражданской войне композитор Т. Хренников написал оперу «В бурю». Главной сценой оперы является встреча Ленина с крестьянскими ходоками. С помощью оркестра композитору удалось передать нужное настроение, значимость речи вождя.

image Click to view



В 1964 году состоялась премьера оперы Вано Мурадели «Октябрь».

Это одна из немногих опер, где образ Ленина представлен достаточно выразительно, где вождь поёт на сцене. Роль Владимира Ильича исполнил Артур Эйзен, обладатель огромного актёрского таланта. Перед ним стояла трудная задача: Ленин появляется в опере всего в трёх коротких сценах, и за это время нужно было успеть создать полноценный образ вождя.

В своей опере Мурадели хотел показать характерную черту Ленина - его близость к народу и рабочим, и благодаря таланту Эйзена ему это удалось. В начале оперы зритель видит площадь перед Финляндским вокзалом, где собрались солдаты, рабочие и матросы. Оркестр передаёт атмосферу ожидания. Но вот появляется Ленин на броневике и обращается к народу. Каждое его слово несколько раз повторяется хором и оркестром.

Большую часть речи Ленина составляет разговорный текст, и только в конце оперы, впервые на оперной сцене, Ленин поёт. В сцене «Разлив» вождь вслед за рыбаками подпевает волжскую песню «Камушку». Критики назвали эту сцену самой удачной во всей опере, настоящей находкой композитора. Несмотря на наиболее удачное воплощение образа Ленина, опера «Октябрь» получила неоднозначные оценки - критики отмечали провал драматургии, не всегда удачные музыкальные партии. (c)

Ленин

Previous post Next post
Up