ГИБДД озаботилось подготовкой законодательной базы для применения беспилотных автомобилей.
В Госавтоинспекции призывают заранее задуматься о том, кто будет отвечать за ДТП с участием автономных машин или, скажем, за уголовные преступления, совершенные с помощью беспилотников.
Ситуация с беспилотными машинами обсуждалась в ходе всероссийского форума "Обеспечение безопасности дорожного движения: вызовы и решения". Речь идет о транспортных средствах, которые управляются без помощи водителя, используя информацию навигационной системы, датчиков, лидаров (устройств, определяющих расстояние до объекта) и видеокамер.
"Через 20 лет автономные машины вытеснят традиционные автомобили, как те в свое время вытеснили лошадей,- уверен начальник управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД России Александр Быков.- Но не изучен вопрос угроз, которые последуют за этим".
Сейчас беспилотные транспортные средства активно тестируются за рубежом. Экспериментальный беспилотный грузовик разработан и российским КамАЗом, компания уже анонсировала, что будет возить беспилотным автобусом зрителей чемпионата мира по футболу в 2018 году, пишет
Ъ.
Появлению беспилотников на дорогах общего пользования, по мнению представителей ГИБДД, должна предшествовать правка законодательства. Так, "беспилотным автомобилем" предлагается называть "транспортное средство, управляемое без участия человека по маршруту, заданному заказчиком". "Заказчик маршрута", по версии ГИБДД, это "лицо, имеющее полномочия распоряжаться беспилотным транспортным средством и системой управления".
Быков считает, что новые технологии "позволят значительно снизить количество ДТП, поскольку водитель не устает". Однако ранее широко обсуждалась авария с беспилотником: в феврале 2016 года в Калифорнии кроссовер Lexus от Google врезался в автобус. Александр Быков признает, что беспилотники не могут безопасно передвигаться в ливень или снегопад: "Нужна соответствующая инфраструктура - интеллектуальная транспортная система, которая вместе с системой навигации будет осуществлять процесс управления авто". Госкомпания "Автодор" еще в 2015 году объявила, что на будущей ЦКАД специальные системы будут взаимодействовать с беспилотными машинами, предоставляя информацию о дорожной ситуации.
Но важнейшим является вопрос об ответственности за управление беспилотником. "Законом установлено, что любое транспортное средство должно управляться человеком, который обязан контролировать его и отвечать за последствия,- говорит Александр Быков.- За действия автопилота будет отвечать, по сути, программный комплекс, установленный заводом-изготовителем".
Представители МВД уже прогнозируют попытки использования беспилотных авто в качестве орудия совершения преступлений, например, убийства. Уже зарегистрированы случаи дистанционного перехвата управления авто с электронными системами управления. В перспективе, говорят в ГИБДД, "надо определить уголовную ответственность" за подобные деяния.
Работы в этом направлении предстоит немало: необходимо вносить изменения в Венскую конвенцию по безопасности движения, российские кодексы, федеральные законы. Завязан с этой темой и страховой рынок, и организация международных автоперевозок.
"Готовиться к появлению беспилотников надо, но пока есть более насущные проблемы, например агрессивное вождение,- говорит первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.- Когда у нас дороги будут соответствующие, разметка идеальная, можно говорить и об этих технологиях".
И вот тут прям не возразишь.
Ну, как-то так.