Благотворителей втянут в политику?

Apr 19, 2016 19:01

Госдума планирует принятие нового определения политической деятельности. В этом случае политическими организациями будут признаны в том числе благотворительные фонды.




Как стало известно, думский комитет по делам общественных объединений рекомендовал депутатам принять в первом чтении законопроект, уточняющий определение политической деятельности НКО. Рассмотрение законопроекта назначено на завтра, 20 апреля. Директор благотворительного фонда "Подари жизнь" Екатерина Чистякова, которая присутствовала на заседании комитета, заявила, что т.к. у фонда имеется иностранное финансирование в размере 2,18% от общих поступлений, фонд подаст заявление о включении в реестр "иностранных агентов". Кроме того, она отметила, что т.к. она входит в совет при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере и, соответственно, формально может оказывать влияние на государственную политику в этой области, её (а значит, и фонда) деятельность в соответствии с новым определением, которое закрепляется в законопроекте, могут признать политической.

В ответ глава комитета Ярослав Нилов (ЛДПР) признал, что "Подари жизнь" и другие благотворительные организации действительно могут попасть под действие предлагаемых законопроектом поправок, но пообещал рассмотреть этот вопрос после принятия документа в первом чтении. Не менее интересно отреагировали и другие участники заседания. Самый странный, наверное, комментарий дала член Общественной палаты Вероника Крашенинникова, призвавшая благотворительные организации "не прикрываться детьми".

Отмечу, что на прошлой неделе учредители нескольких фондов направили в адрес президента обращение, в котором просят пересмотреть новые поправки и разделить понятия политической и общественной деятельности (сейчас и общественная деятельность трактуется как политическая). В числе подписавших это обращение - Наталья Водянова (фонд "Обнажённые сердца"), Егор Бероев (фонд "Я есть!"), Евгений Миронов (фонд "Артист"), Чулпан Хаматова (фонд "Подари жизнь") и другие не менее известные благотворители.

В самом деле, имеющиеся в законопроекте определения достаточно расплывчаты и при желании под них можно подвести что угодно. К примеру, политической признаётся деятельность, цель которой - "влияние на выработку и реализацию госполитики, формирование госорганов и органов местного самоуправления, их решения и действия". Она может осуществляться в различных формах, в том числе в виде публичных мероприятий, публичных обращений к госорганам, распространения оценок решений госорганов, формирования общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе с помощью соцопросов и т.д.. В законопроекте указаны и виды деятельности, которая не относится к политической. Есть среди них и благотворительная деятельность и социальная поддержка граждан, но при одном условии - если она не влияет на выработку и реализацию государственной политики в соответствующей сфере.

Таким образом выходит непростая картина: стоит любому благотворительному фонду обратиться к госструктурам, провести социологический опрос (например, с целью выявить, на какие направления в благотворительной работе лучше обратить внимание) или прокомментировать решение какого-то органа власти, как его сразу же признают "политическим". То же и с иностранным финансированием: не секрет, что в российские фонды присылают деньги в том числе бывшие наши сограждане, живущие за рубежом. Помочь своим соотечественникам - нормальное желание. И из-за чужих действий фонды также попадают "под статью". Странно всё это.

Как считает политолог Екатерина Шульман, в дальнейшем авторы будут вынуждены глубоко переработать проект из-за открытого возмущения благотворительных фондов. Также негативно может высказаться и социальный блок в правительстве: "Если бы Минюст внёс законопроект на правительственную комиссию, то столкнулся бы с противостоянием со стороны социального блока. Благотворители вряд ли оставят без внимания отсутствие результата от их обращения к президенту. Их приглашают на мероприятия, ждут от них поддержки в предвыборный период, но на их призыв никто не реагирует - в этом случае они будут кричать ещё громче."

Политолог Борис Макаренко отмечает, что по сути любое денежное поступление из-за рубежа автоматически делает любую некоммерческую организацию, в том числе благотворительную, "иноагентом": "Соответственно, они становятся проводниками интересов враждебных России государств, а дальше эта логика сметает исключения, на которых не распространялось определение, в том числе благотворительные фонды."

В общем, рановато представили поправки в Госдуму. Там ещё многое нужно дорабатывать. Если вообще вся эта история со статусом "иностранных агентов" имеет какой-то практический смысл.

Ну, как-то так.

благотворительность, Государственная Дума, законопроект, НКО

Previous post Next post
Up