6 апреля 1912 года на автомобилях впервые появились электрические стартеры.

Apr 06, 2016 00:01


До этого, да и еще долго после автомобили приходилось заводить специальной ручкой коленчатого вала.

Еще несколько десятилетий назад привычным было зрелище, когда автомобиль заводился с помощью специальной заводной ручки, а с появлением электростартера «кочерга», как ее еще называют, постепенно уже практически ушла в небытие.

Многие современные автомобили вообще лишены возможности пуска двигателя кривым стартером. При этом если авто с механической коробкой переключения передач можно завести с «толкача», то обладатели машин с «автоматом» лишены такой возможности. Поэтому вся ответственность за пуск мотора, следовательно, возможность движения ложится исключительно на электростартер. Как же появились стартеры? Над устройством, способным автоматически запускать автомобильный мотор, конструкторы задумывались еще в первые годы автомобилестроения, ведь человек всегда стремился к созданию максимально комфортных для себя условий.

Счастливым обладателям «самобеглых колясок», вкусившим прелесть езды за рулем, лень было каждый раз после остановки запускать двигатель, интенсивно проворачивая «кочергу». Актуальность данного вопроса провоцировала конструкторов на создание самых разнообразных стартеров. Так, были попытки установки механических устройств, которые сегодня используются для пуска пил или лодочных моторов, пневматических устройств, применяемых в настоящее время в области авиации и морского транспорта.




В 1899 году Клайд Коуман (Clyde Coleman) первым предлагает использовать электрический пускатель, но конструкция стартера оказалась «сырой», имела ряд недостатков и не вызвала должного интереса у американских автопромышленников. В 1911 году изобретатель из Огайо - рядовой сотрудник компании Delco Products - Чарльз Кеттеринг (Charles Kettering) приступает к работе над проектом, который впоследствии принесет ему мировую известность и вице-президенство в корпорации General Motors. Этот проект носил название «электрический стартер для запуска автомобильного двигателя». Спустя пару месяцев Кеттеринг публикует статью в журнале "Popular Mechanics" о проектируемом устройстве, чем вызывает насмешки в свой адрес от коллег-изобретателей. Эксперты единогласно утверждали, что для запуска двигателя необходим сопоставимый ему по размерам электромотор мощностью как минимум пять лошадиных сил, а аккумуляторов способных дать столько тока в то время не существовало. На страницах журнала развернулась нешуточная полемика, Кеттеринг приводил оппонентам в пример успешное изобретение 1904 года, когда по заказу фирмы NCR он заменил заводную ручку в кассовых аппаратах на маленький электродвигатель. 15 июня 1911 года Чарльз Кеттеринг представляет на суд автоконцернов стартер - электрический моторчик, который в течение короткого промежутка времени развивал достаточно большую мощность, чтобы раскрутить коленвал двигателя до требуемой частоты вращения, а после запуска тот же электромотор использовался в качестве генератора, чтобы заряжать аккумуляторную батарею. Первым по достоинству изобретение оценил Генри Лиланд (Henry Leland) - основатель автогиганта Cadillac. И в 1912 году в серийное производство запускается автомобиль Cadillac Model Thirty, в котором коленвал двигателя раскручивался стартером Кеттеринга. Что касается остальных автокомпаний, то они довольно скептически отнеслись к электрическому пуску, например, массовый автомобиль тех лет «Жестянка Лиззи» - Ford Model T вплоть до 1919 года комплектовался лишь заводной ручкой. И только с 1920 года автопроизводители стали инсталлировать в пусковую систему двигателя электрический стартер. В 2012 году стартеру исполнилось 100 лет.

Previous post Next post
Up