В понедельник 14 марта в Ярославле состоится Госсовет по безопасности на дорогах. Распоряжение уже опубликовано на портале правовой информации. Руководить заседанием будет Владимир Путин. Подготовкой займется Администрация президента вместе с Управделами, ФСО России и администрацией Владимирской и Ярославской областей.
Госсовет на эту тему пройдет впервые с 2005 года и, собственно, подведению итогов последних 10 лет он будет посвящен.
Тема, действительно очень важная и актуальная. Ежегодно на дорогах России гибнет около 30 тыс. человек. В целом количество погибших и травмированных в авариях на дорогах страны достигает цифры в 110 тыс. человек в год. По сути, ежегодно в ДТП погибает и получает травмы один не самый маленький город.
Ранее Владимир Путин выделил задачу по снижению количества ДТП перед российским правительством как одну из приоритетных. Так, в качестве мероприятий он поручил создать систему публичного мониторинга ситуации на дорогах для выявления наиболее опасных участков трасс. Кроме того, он отметил необходимость создания общественного контроля за обустройством аварийных участков. Помимо всего прочего, кабинету министров поручено повысить ответственность заинтересованных органов за обустройство участков автодорог с наибольшим количеством ДТП и совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Особое внимание Путин потребовал уделить снижению числа аварий с участием пьяных водителей. По итогам, например, 2014 года их число возросло почти на четверть, а число погибших в таких ДТП скакнуло почти на 50% за год.
Наказывать за езду в пьяном виде в последние три года стали действительно очень сурово. Так, сейчас не только прав лишают, но штрафуют на 30-50 тыс. рублей. Кроме того, за пьяное ДТП можно получить реальный тюремный срок. Наказание вроде и работает, как следует из сообщений ГИБДД - нарушителей становится меньше, но их все еще слишком много. Всего в прошлом году выявлено около 500 тыс. (!) пьяных водителей за рулем.
Очевидно, что санкционный ошейник на шее водителей будет затягиваться и дальше, уверен «Ъ». Например, не исключено, что в ближайшее время полицейским можно будет задерживать автомобиль под залог в 30 тыс. рублей, если водитель пьян. Машину и сейчас задерживают, но если трезвый пассажир может сесть за руль, то можно ехать дальше. Скоро, говорят, такого не будет. Кроме того, пьяных водителей, возможно будут подвергать принудительному обследованию у нарколога, а может быть даже и лечению.
Впрочем, пьяные водители - это не единственная проблема на дорогах. Например, в последнее время стала очень актуальна проблема с подделкой полисов ОСАГО. ГИБДД и Российский союз автостраховщиков фактически признали, что не могут эффективно бороться с распространением поддельных полисов. Они стали очень популярны у водителей после резко подорожания стоимости «автогражданки», произошедшей в 2014-2015 гг. К настоящему времени число поддельных полисов может достигать миллиона (!) штук. И это, конечно, же тоже не последняя проблема.
Программы развития безопасности на дорогах разрабатывают регулярно на всех уровнях власти. Например, в прошлом году появился план по борьбе с аварийностью, разработанный правительством РФ. Документ по сути, изложил, к чему российским водителям готовится в ближайшие два-три года: будет введено наказание за агрессивное вождение, уже упомянутое задержание машин пьяных водителей под крупный залог, новые повышающие коэффициенты при расчете ОСАГО для злостных нарушителей, балльная система наказаний. Один из пунктов уже появился: 50-процентная скидка на штрафы, в случае уплаты в 20-дневный срок.
Собственно, бороться с аварийностью на дорогах власти намерены не только кнутом, но пряником. И вводить не только повышенную ответственность, но и действовать на умы водителей с помощью пропаганды. Уже сейчас проводится огромное количество различных социальных акций от ГИБДД. Одна из последних называется «Засветись!» и направлена она даже не на водителей, а больше на пешеходов: им разъясняют о необходимости носить различные светоотражающие элементы в темное время суток, чтобы не стать жертвой ДТП. Понятно, что городе эта проблема может быть не особо актуальной, но за его чертой подобные аварии происходят сплошь и рядом. Основная доля наездов со смертельным исходом приходится, кстати, именно на темное время суток, когда водитель не в состоянии увидеть вышедших на проезжую часть людей, напоминает ГИБДД.
Чтобы добиться реальных результатов снижения на аварийности дорогах надо, конечно, сделать еще очень много. Надо увеличивать штрафы за серьезные нарушения, пожизненно отбирать права у любителей пьяной езды, ставить больше видеофиксаторов на дорогах, тщательнее следить за их состоянием, особенно за теми, где происходит наибольшее число ДТП; ужесточать правила подготовки будущих водителей за счет увеличения практических занятий, например.
Кроме того, пригодится и западный опыт. В Финляндии, Швеции и Канаде - странах с климатом, схожим с российским, - число ДТП на дорогах в разы ниже. За счет чего им удалось добиться подобных результатов?
Во-первых, там, как правило, более низкий скоростной режим: в городе - не больше 50 км/ч, на автомагистрали - не больше 120 км/ч. На некоторых участках можно встретить и 30-40км/ч. Причем, погрешность там дается всего 3 км/ч, а не 20, как у нас.
Во-вторых, там очень высокие штрафы. При этом, в той же Финляндии они во многом зависят от дохода водителя. Например, был случай, когда за превышение скорости поймали федерального министра. В итоге, ему выписали штраф больше чем, 1500 евро. В-третьих, в этих странах просто великолепное качество дорожного полотна, и у них, как ни странно, нет такой проблемы, что весной асфальт на дорогах сходит вместе со снегом.
В общем, проблем с безопасностью дорожного движения в России - огромное количество и надо их решать. Посмотрим, о чем удастся договориться по итогам Госсовета.