Вопрос финансирования медицины в последнее время один из самых критических. И без того небольшие "медицинские" деньги Минфин собирается урезать до совсем мизерных в масштабе страны цифр.
На состоявшемся недавно круглом столе, посвящённом текущему состоянию российской медицины, эксперты
обсудили существующие проблемы и возможные пути их решения.
Леонид Рошаль, президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Национальной медицинской палаты: "Сегодня говорить о финансировании здравоохранения сложно, потому что все понимают состояние экономики. Где взять деньги, мало кто знает. Но мы не об этом. Я о тенденции и о позиции Минфина в этом вопросе. Ни одна страна старой Европы - Германия, Франция - не выдержала бы, если бы на здравоохранение выделялось 3,6-3,7% ВВП - в рублях. Там речь идет о 10-12% - в евро. <...>
После нашей критики министра финансов в отношении снижения финансирования здравоохранения с 45,8 до 13 млрд рублей - в четыре раза, выступила его помощница. Посыл был примерно такой: „мы не снижаем финансирование здравоохранения в России, а наоборот повышаем - на 83 млрд рублей“. Я не финансист - я детский доктор, но я сразу взял ручку и бумажку, и посчитал: 83 млрд - это 4,1%, при том, что инфляция у нас сегодня 10-12%. <...>
Президент поручил увеличить зарплаты медикам почти вдвое по сравнению со средней зарплатой в регионе. За счёт чего? За счёт федерального бюджета. Иначе откуда брать деньги? Но Минфин не даёт на это ни копейки, вынуждая региональные органы здравоохранения к так называемой оптимизации."
По словам доктора медицинских наук, главы Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбековой, только в 2015 году финансирование здравоохранения стало меньше на 15% в сравнении с предыдущим годом. Как она отметила, в нынешних условиях не идёт речь об увеличении расходов, программа-минимум - сохранить прежние объёмы: "Мы должны сохранить финансирование на уровне 2014 года, а для этого нужно ещё 500 млрд рублей."
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов отметил, что в регионах ситуация ещё более критическая, чем в столице: "Может, с точки зрения цифр мы неплохо проходим кризис, но если заглянуть в региональные лечебные учреждения, глазам предстаёт иная картина. Пациенты приходят в больницу со своей зелёнкой - на таком уровне сегодня находится лекарственное обеспечение. Койки оптимизируются, врачей сокращают. Сегодня коэффициент совмещения - „2“, врачи нередко работают на 2, а нередко и на 2,5 ставки. Всё это не может не сказываться на качестве медицинской помощи. Стареет перечень жизненно важных лекарственных препаратов. Минфин костьми ложиться, не давая добавить в него инновационные лекарства."
По оценке директора ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы Давида Мелик-Гусейнова, даже на выполнение минимальных стандартов в сфере здравоохранения сейчас выделяется в 4,5 раза меньше средств, чем требуется. В более "дорогих" отраслях медицины ситуация не лучше: как сообщил внештатный специалист-онколог Минздрава Михаил Давыдов, крупнейший онкологический центр - Российский онкологический научный центр им. Блохина - получает финансирование лишь на треть своих потребностей. Давыдов выступил с критикойнынешней системы финансирования, при которой медучреждения получают деньги по количеству больных и неохотно отпускают их в более качественные учреждения регионального или федерального уровня, боясь потерять деньги: из-за такой практики страдают не только медики, но и пациенты, не получающие качественного медобслуживания.
В итоге участники круглого стола пришли к предсказуемому в общем-то выводу о необходимости радикального изменения концепции здравоохранения и системы его финансирования. Было принято решение о совместной разработке новой концепции. Давид Мелик-Гусейнов описал проблему, которая можеи возникнуть из-за бездействия уже в блиэжайшие годы: "Если до недавнего времени системой здравоохранения пользовалась самая малочисленная когорта - люди пенсионного, предпенсионного возраста, то к 2020 году потенциальных пользователей услуг - людей старшего поколения - будет в три раза больше. Даже при имеющемся финансировании обеспечить потребности населения невозможно. И, конечно, ни о каком сокращении речи быть не может."
Действительно, население "стареет", доля людей в возрасте стабильно растёт, это показывают многочисленные исследования. А чем человек старше, тем больше он нуждается в качественной медицине. Значит, скоро - пусть не через 4-5 лет, а через 7-8 - нагрузка на здравоохранение возрастёт. И при нынешнем его состоянии оно просто "захлебнётся". Кто-то скажет, что есть частные клиники, но они есть не везде и далеко не каждый пенсионер может их себе позволить. Значит, действительно нужно менять всю систему. Вопрос, как и куда. И, конечно, кто это будет делать.
Ну, как-то так.