Москвича и кавказца роднит пессимизм

Feb 24, 2016 15:01

Москвичей и кавказцев роднит отсутствие трудового оптимизма. По данным службы исследований рекрутинговой компании HeadHunter(HH), Москва, Подмосковье Северный Кавказ и Южный федеральный округ оказались лидерами по пессимизму в индексе самочувствия работников и соискателей в первом квартале нынешнего года.




Индекс рассчитывается на основе пяти параметров: самоощущения респондентов в настоящий момент, а также субъективных оценок ими своих карьерных перспектив, стабильности на текущем месте работы (наличия угрозы увольнения), сложностей при поисках новой работы, готовности снизить зарплатные ожидания и поступиться должностью при поиске работы.

Индекс рассчитывается как среднее арифметическое всех этих показателей и колеблется в диапазоне от - 1 до +1. «Минус единица» говорит о крайне негативном настроении работников, а «плюс один» об их стабильном самоощущении по конкретному параметру.

В январе аналитики HH опросили более 17 тысяч респондентов. Индекс в целом по России снизился с +0,05 по итогам 2015 года до -0,1 в начале 2016 года. Для Москвы и Московской области индекс оказался еще ниже: -0,12, а для Южного и Северо-Кавказского федеральных округов составил - 0,13. Наибольший энтузиазм опрошенные продемонстрировали в Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах: снижение там произошло всего до -0,07.

Это неудивительно, учитывая, что по состоянию на 17 февраля официальная безработица превысила в России миллион человек. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных зарегистрированы миллион граждан, из которых пособие по безработице получают более 900 тысяч человек.

Общее число работников, не задействованных по инициативе администрации, работавших неполное время и находящихся в отпуске по соглашению сторон, увеличилось в России на 11,5%, до более 300 тысяч человек, информирует Министерство труда. Сократилась безработица в феврале только в Амурской области, в Забайкальском крае и в Еврейской автономной области. Не изменилась численность безработных в Саратовской области, Чеченской Республике и Республике Ингушетия.

По данным Росстата, общая безработица в России по состоянию на начало года в соответствии с методологией Международной организации труда превышает 4,4 миллиона человек и составляет около 5,8% от всего экономически активного населения страны (потенциальной рабочей силы). В январе 2016 года число всех трудоспособных граждан составляло примерно 76 миллионов человек или 52% населения страны.

«В отличие от прошлого кризиса, когда были поголовные увольнения, работодатель теперь более хитер. Вместо поголовных увольнений он просто снижает уровень заработных плат или переводит сотрудников в режим неполной занятости. То есть при меньших затратах на зарплату работает то же количество человек. Кроме того, при нынешних размерах социального пособия очень мало кто из безработных идет на биржу труда. Именно поэтому официальная численность безработных относительно невысока», - объясняет заведующий кафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им. Г. В. Плеханова Руслан Абрамов.

В прошлый кризис, по словам эксперта, на рынке труда оказалось более 2 миллионов человек, а сейчас около 300 тысяч людей работают в режиме неполной занятости, что является отчасти скрытой формой безработицы.

По мнению профессора кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александра Щербакова, индекс по Москве и ЮФО схож из-за страха жителей этих регионов перед потерей работы, но причины у него разные: «Мне кажется, это может быть обусловлено тем, что уровень жизни в Южном федеральном округе несколько ниже, чем в остальных регионах страны. Там ниже заработные платы. Остаться там совершенно без работы означает остаться без средств к существованию. В этом регионе зарплата - важный источник, поскольку мало других вариантов для того, чтобы обеспечить себя. Что касается Москвы и Московской области, то здесь все с точностью до наоборот. Предложений много, но и плотность населения высокая. Потому найти работу не так легко.»

«Кризис - это всегда высвобождение. Где серьезное напряжение на рынке труда, там высокая безработица и используются инструменты, сдерживающие это высвобождение. А там, где состояние рынка труда нормальное, можно найти работу. Другое дело, что рабочие места и трудовые ресурсы неравномерно распределены по стране, и не всегда спрос на рабочую силу совпадает с предложением. Очень многое зависит от местных властей. Если они будут делать, что нужно, то избыточного социального напряжения и пессимизма не возникнет», - заявила руководитель Центра социально-трудовых исследований (ЦСТИ) Риорита Колосова.

безработица, зарплата, регионы России, работа, кризис

Previous post Next post
Up