Частникам тут не место

Feb 15, 2016 16:01

Газета «РБК» опубликовала результаты журналистского расследования, в рамках которого выяснила, что в столице между городом и бизнесом фактически идет война за торговые участки. Новая городская администрация, как утверждает издание, ясно дает понять торговцам, что старые договоренности с прежним градоначальником утратили силу, играть отныне придется по новым правилам, вернее по правилам нового мэра.




Юрий Лужков активно поддерживал уличную торговлю, а контролировали ее при нем районные управы. Это порождало разные виды коррупционного «симбиоза». Продажные чиновники могли обслуживать интересы частного бизнеса, либо чиновники начинали заниматься бизнесом, либо бизнесмены становились чиновниками, чтобы упростить себе жизнь. «Даже если бизнес не был связан с чиновниками напрямую, многие предприниматели годами тяготели к определенным районам города, подозрительно совпадающим с границами административных единиц», - иронично отмечает газета.

Если с 1990-х годов частным предпринимателям разрешалось, арендовав у города участок земли, самостоятельно сооружать на нем место для торговли по своему выбору, то в 2015 году политика кардинально поменялась. Городские власти начали сносить торговые ряды в метро и возле него, чтобы затем за собственный счет построить торговые павильоны единого образца и сдавать их в аренду предпринимателям.

Новый мэр Сергей Собянин под видом заботы о восстановлении исторического облика и архитектурного ландшафта столицы расчищает место для новых игроков, стремясь сосредоточить централизованный контроль над уличной торговлей в руках мэрии, а не частников и коррумпированных управ, как раньше. Тенденция понятна: столичная власть хочет все контролировать и активно зарабатывать сама, поэтому вытесняет частника.

С 2015 года мэрия сдала в аренду предпринимателям 205 киосков. К середине 2017 года все оставшиеся 4811 коммерческих киосков подлежат замене на государственные. Замена частных ларьков на государственные уже привела к резкому росту стоимости аренды. По итогам первых 205 аукционов средняя ежемесячная арендная ставка выросла до 7 тысяч рублей за 1 квадратный метр. Несмотря на протесты предпринимателей, выгода для городского бюджета очевидна. Если в 2010 году город получил от 14 тысяч киосков около 88 млн рублей, то теперь сдача в аренду всего 205 киосков будет ежегодно приносить почти 107 миллионов.

Согласно новым правилам размещения объектов нестационарной торговли, в 2016 году общее количество торговых точек на улицах столицы должно сократиться до 5016, что примерно на 3,5 тысячи меньше, чем год назад. Город ожидает радикальное сокращение киосков специализаций «Продукты» - до 218 киосков, «Цветы» - до 165, «Фастфуд» - до 114 и киосков бытовых услуг - до 99. От разветвленной сети «Мосгорсправка» останется всего 4 киоска. Власти не скрывают, что ориентируются на число ларьков, работавших в Москве в советское время.

Часть мест, где раньше располагались продуктовые киоски, займут вендинговые автоматы. С лета прошлого года мэрия в порядке эксперимента установила на улицах автоматы, продающие товары первой необходимости. А уже к осени Москомархитектура утвердила типовые решения дизайна торговых автоматов, согласно которым на улицах города могут быть установлены вендинговые аппараты всего пяти видов. В документах тендеров теперь указывается, что автомат обязательно должен соответствовать стандартам Москомархитектуры.

«Сносом ларьков 9 февраля городские власти открывают ящик Пандоры. Если исполнительная власть присваивает право решать, что из выданных ранее документов законно, а что незаконно - это путь к произволу. Документ выдан соотвествующим органом в пределах своей компетенции. И признать его законность или незаконность может только суд. На мой взгляд, юридическая процедура была нарушена. Поэтому большинство юристов, которые занимаются гражданским правом, недвижимостью, они находятся в шоке от происшедшего. Получается, воспользовались какими-то нормами, притянули их, издали нормативный акт в виде постановления и снесли. Мое личное отношение к ларькам, к тем, кто там торгует, как потребителя достаточно негативное. Но сам снос частного имущества, как это было сделано, меня, как юриста, очень задевает. Этот прецедент развязывает руки для дальнейших несправедливых решений», - считает доцент кафедры финансового права юридического факультета МГУ имени Ломоносова Марина Ивлиева.

Произвольно сносить чужую собственность город права не имеет. Чтобы признать то или иное имущество незаконно приобретенным, незаконно зарегистрированным, самостроем, обязательно должно быть решение суда. И только после установления этого факта можно именно в судебном органе применять административные последствия в виде сноса. И все ссылаются в данном случае на норму Гражданского кодекса, которая недавно была внесена и которая позволяет сносить так называемые самострои. Но появились даже разъяснения со стороны Павла Крашенинникова, одного из руководителей соотвествующего комитета и комиссии Государственной Думы, который был инициатором этих норм. И он разъясняет, что факт незаконного приобретения имущества должен устанавливаться судом, а не органом исполнительной власти.

Директор Центра социально-политического мониторинга Андрей Покида рассуждает так: «Если поставить себя на место предпринимателей, то для сноса требуется не только документ, на основании которого будет произведен демонтаж, но и судебное решение. Если встать на сторону предпринимателей, это их строение, это их работа, вложенные средства. Если со стороны обывателя, гостя столицы, обывателя, то чем меньше бумаг и незаконных построек, тем лучше. <...> Почему арендаторы и владельцы этих построек не обращаются в суд? Возможно, у них необходимых разрешений, возможно, разрешения были временными и их срок истек. Судя по тем данным, которые нам демонстрируются, эти строения были временными.»

Ну, как-то так.

малый бизнес, правительство Москвы, закон, торговля, предпринимательство, бизнес, Москва

Previous post Next post
Up