В магазины - с паспортом?

Jan 19, 2016 11:01

В этом году вступил в силу закон, разрешающий продавцам фиксировать паспортные данные тех, кто совершает крупные покупки.




Новые правила схожи с теми, что в конце прошлого года начали действовать при совершении операций с крупными суммами валюты. Теперь при совершении покупки ювелирных изделий на сумму от 40 тысяч рублей (чуть больше $500 по действующему курсу) при оплате наличными или от 100 тысяч ($1271) при оплате банковской картой покупатель должен будет предъявить паспорт и заполнить анкету. Как сообщает "Российская газета" со ссылкой на источник в Ассоциации "Гильдия ювелиров России", в анкете помимо стандартных данных (ФИО, адрес, паспортные данные и т.д.) также нужно будет указать источники дохода гражданина, его положение (наёмный работник, руководитель среднего или высшего звена и т.д.) и цель приобретения ювелирного украшения (для кого оно покупается). Точный список вопросов анкеты каждый магазин вправе определять самостоятельно.

Генеральный директор Гильдии ювелиров Эдуард Уткин уточнил, что подобное требование было и в предыдущей редакции закона. Паспорт нужно было предъявлять при покупке ювелирной продукции на любую сумму. Но это требование на практике редко выполнялось: продавцы спрашивали документы только у тех покупателей, в отношении которых возникали подозрения. Постоянным покупателям такое требование не предъявлялось. Вообще магазин вправе отказать любому в покупке украшений без объяснения причин - и закон будет на стороне продавца.

Как сообщил операционный директор ювелирного холдинга "АДАМАС" Дмитрий Баранов, анкету, форма которой утверждена Росфинмониторингом в 2011 году, может заполнить и сотрудник магазина: "Регламент Росфинмониторинга предполагает, что мы сверяем данные покупателя (на основании удостоверения личности) с базой лиц, состоящих на учёте, и впоследствии отчитываемся по фактам всех сделок перед регулятором. Анкетирование проводится на добровольной основе. Поле анкеты предполагает указание ФИО, телефона, даты рождения, пол, электронную почту, пункт о согласии получения информационных сообщений и разрешения на обработку этих данных."

Дальнейший путь анкеты зависит от суммы покупки. В случае, если она меньше 600 тысяч, анкета останется в магазине, в Росфинмониторинг передают данные только по тем покупкам, которые вызвали подозрения при внутренней проверке. Если сумма покупки больше, то данные сразу направляются в Росфинмониторинг.

Как отмечает "Российская газета", средний чек на покупку ювелирных товаров эконом-класса (обручальные кольца, цепочки и т.д.) находится в пределах 15-30 тысяч рублей, т.е. большая часть покупок под новые правила не подпадает и паспорт предъявлять не потребуется. Большинство покупателей просто не почувствуют изменений. Они коснутся только крупных покупок.

Отмывание нелегальных капиталов идёт в том числе и через покупку ювелирных изделий: известно, что золото - один из лучших объектов долгосрочных инвестиций. И в этом смысле Росфинмониторинг поступает логично, перекрывая возможность реализации "серых" схем. Но, как отмечают участники рынка, не была проведена разъяснительная работа, из-за чего вероятно возникновение паники или другой негативной реакции со стороны покупателей. Неприятный побочный эффект.

Что не так?

Росфинмониторинг, торговля, контроль, розничные сети, паспорт, деньги

Previous post Next post
Up