Дороги в Подмосковье всё?(

Jan 18, 2016 16:01

Проект строительства ЦКАД в Подмосковье, который должен быть завершён к ЧМ-2018, под угрозой срыва.




Помнится, совсем недавно "Автодор" бодро рапортовал о том, что все проекты, завершение которых приурочено к предстоящему в 2018 чемпионату мира по футболу, идут с соблюдением графика. А теперь стало известно, что один из самых больших проектов вот-вот сорвётся. Как выяснил РБК, инвесторы, скорее всего, не пойдут на конкурсы по строительству 3-го и 4-го участков Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), назначенные на 26 января и 5 февраля. Причина проста: инвесторы опасаются, что не смогут окупить свои затраты на строительство дороги.

РБК сообщает, что конкурсы по 3-му и 4-му участкам ЦКАД переносились в течение полутора лет из-за того, что "Автодор" неоднократно уточнял и менял условия концессии. Сейчас в условия внесены пункты, разрешающие применять плавающие ставки с привязкой к ключевой ставке и индексу потребительских цен. Кроме того, государство готово частично компенсировать инвесторам инфляционные риски при инфляции от 8 до 15%. И даже в таких условиях желающих нет.

Ранее на участие в строительстве ЦКАД претендовали четыре консорциума - "Северо-Восточная магистраль" ("Главная дорога" и управляющая компания "Лидер"), "СОК 24 Раша" (группа ВТБ и французская Vinci), "Инвест Финанс" (Газпромбанк и "Стройтрансгаз") и Автодорожная строительная корпорация ("ДСК Автобан" и испанская Sacyr Concession). На данный момент официальных комментариев по поводу участия в конкурсах от них не поступало. В частной беседе с РБК представитель управляющей компании "Лидер" отметил: "Некоторые положения конкурсной документации создают риски потери инвестиций." По его словам, это ставит под сомнение участие инвесторов.

РБК отмечает, что подведение итогов этих двух конкурсов запланировано на 26 февраля и 26 марта, а подписание концессионных соглашений соответственно на 26 мая и 6 июня. В случае, если конкурсы не состоятся или будут перенесены, "Автодор" потеряет ещё один строительный сезон и не не сможет сдать ЦКАД в установленный правительством срок.

Такая же ситуация и на трассе М11 Москва-Санкт-Петербург, сдача которой запланирована также на 2018 год. Там "Автодор" не может найти инвестора на последний платный участок дороги от Солнечногорска до Твери (с 58-го по 149-й км). Предквалифицкацию прошли две компании - "Мостотрест" и "Автобан", но в результате ни одна не явилась на конкурс из-за опасений, что дорога не будет пользоваться спросом и из-за этого не получится окупить затраты. Сейчас в "Автодоре" меняют финансовую модель этого участка и готовят новый конкурс.

Представители инвесторов назвали РБК основные причины того, что никто не хочет участвовать в этих проектах: "Автодор" не берёт на себя обязательство по предоставлению земли под строительство до его начала (все расходы по оформлению земельных участков должны нести строители), переносу коммуникаций и другим подготовительным этапам. Кроме того, в проект, сметы которого рассчитаны в ценах ещё 2010 года, заложена инфляция на уровне 5%, а только в 2015-м официальный показатель инфляции - 13%: "Только по 3-му участку ЦКАД стоимость дороги может превысить сметную на 10 млрд руб., и это тоже ложится на плечи инвестора."

Ещё одна причина - то, что не раскрыты существенные условия концессии. Систему штрафов "Автодор" готов обсуждать с потенциальными инвесторами только после того, как они подадут заявки на конкурс и предоставят обеспечение в размере 400 млн руб.: "Выходит, участник подаёт заявку на конкурс, по условиям которого через систему штрафов он может лишиться всех своих инвестиций и не получить дохода."

Похоже, строительство ЦКАД, которое президент в своё время назвал "одним из трёх важнейших инфраструктурных проектов", действительно под угрозой срыва. Если только не случится чудо и не найдётся инвестор. Но рассчитывать на такой вариант особо не приходится: до конкурсов осталось совсем мало времени. Пока что представители "Автодора" и глава Минтранса Максим Соколов смотрят на проект оптимистично, утверждая, что успеют сдать дорогу в срок. Но надолго ли этот оптимизм?

Что не так?

дороги, инфляция, инвестиции, Автодор

Previous post Next post
Up