ОСАГО подешевеет?

Jan 15, 2016 16:01

В Госдуму внесён законопроект, снимающий привязку стоимости ОСАГО к мощности двигателя.




Сейчас стоимость ОСАГО рассчитывается с применением ряда коэффициентов, один из которых зависит от мощности двигателя машины. Из-за этого в Москве, например, владелец машины с 150-сильным двигателем платит страховой взнос в 1,5 раза больше, чем тот, у чьей машины мощность 70 "лошадей". Автор законопроекта, депутат Алексей Журавлёв (ЕР) считает, что привязка к мощности нелогична, т.к. мощность не влияет на риск попасть в аварию: "В большей степени вероятность наступления ДТП зависит от менталитета водителя."

В пояснительной записке Журавлёв приводит данные статистики страховых компаний за 2013 год: чаще всего в ДТП попадали "автомобили, не обладающие двигателями большой мощности": ВАЗ (33,6%), ГАЗ (5,9%) и Hyundai (4,8%). Также депутат напоминает, что повышающий коэффициент "по лошадям" применяется только для автомобилей категорий B и BE, а это, по его мнению, является "скрытым дополнительным налогом", дискриминирующим автовладельцев. Он отметил, что во многих странах страховка никак не зависит от мощности автомобилей.

Вячеслав Лысаков (ЕР, первый заместитель председателя думского комитета по госстроительству) поддерживает Журавлёва: "Привязка ОСАГО и транспортного налога к мощности двигателя - абсурд. Это идеология советских времён: мощный мотор - значит, дорогая машина, значит, много денег, плати больше." Лысаков отмечает, что при действующей схеме расчёта ОСАГО владельцы дорогих и безопасных автомобилей с хорошими экологическими характеристиками платят заведомо больше, чем хозяева дешёвых, более опасных и неэкологичных машин.

Один из лидеров движения "Синие ведёрки" Пётр Шкуматов называет привязку ОСАГО к мощности "налогом на богатых": "Связи между мощным мотором и риском попасть в аварию нет. Взамен нужно вводить, например, привязку к массе автомобиля, к возрасту транспортного средства."

Неплохое предложение. И логичное. Действительно, часто владельцы дорогих мощных автомобилей аккуратнее ведут себя на дороге - в том числе из-за дороговизны машины и из-за того, что в случае чего ремонт влетит в круглую сумму. Как следствие, у них снижается риск попасть в ДТП - по крайней мере, в качестве виновного (от "дурака на дороге" никто не застрахован).

Единственные, кому не нравится этот проект - страховщики. Предсказуемо в общем-то. Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев говорит: "Есть прямая связь между риском страхового случая и мощностью двигателя автомобиля. Об этом свидетельствуют исследования ЦБ, данные страховых компаний, в том числе западных."

По словам Уфимцева, в ноябре 2015 года союз направил в ЦБ предложение о снижении коэффициентов для двигателей разных мощностей на 10-35% или ввести новый коэффициент с привязкой к имеющимся нарушениям ПДД - например, для тех, кто "заработал" 5 и более штрафов за год: "Предварительные результаты расчётов мы направили в ЦБ в конце года. Вероятно, понадобится более глубокий анализ, чтобы установить связь между количеством, видами нарушений и риском попасть в аварию."

Что получается: всем этот проект понравился - и депутатам, и водителям. Особенно тем, у кого дорогие машины. Только страховщики критикуют. Ну их можно понять: это резко уменьшит сумму взносов. А страховые выплаты останутся те же. Значит, прибыль уменьшится. Но это бизнес, никто не обещал, что будет легко. Придётся им ужаться, когда примут закон. Надеюсь, примут.

Что не так?

Государственная Дума, ОСАГО, авто, законодательная инициатива, ДТП, автогражданка

Previous post Next post
Up