Сильнее крови. Государство решает, кто гражданин России, а кто - нет

Dec 26, 2015 15:01

Судья Конституционного суда Константин Арановский опубликовал на этой неделе опубликовал свое особое мнение в ответ на жалобу мужчины, которого признали "лицом без гражданства". Олег Кухарев пожаловался в КС на закон «О гражданстве РФ», но его требований удовлетворять не стали.



Сам мужчина родился в 1973 году в Туркменистане, тогда еще Туркменской ССР, где служил его отец. После развала СССР его родители, жившие на тот момент в Узбекистане, имели право на российское гражданство "по рождению", но они оформили себе паспорта граждан РФ в другом порядке, допустив тем самым ошибку. Их сын в то время находился в российской тюрьме - на нарах он встретил развал СССР и, когда вышел, на руках у него был только советский паспорт. Поэтому и миграционная служба, и суд признали его апатридом. Условия приобретения гражданства определены законом - и здесь позиция Конституционного суда была жесткой, что принцип крови в этой ситуации не работает.

И здесь-то и находится камень преткновения, ведь именно на принципе крови, а не почвы (то есть места рождения) базируется российское гражданство. Получается, что в истории Кухарева государство решило, кому из детей граждан РФ давать возможность стать частью народа, а кому - отказать в этом.

Видимо, поэтому судья Константин Арановский и решил выпустить особое мнение. Он написал, что "органы государства не могут менять состав народа", а "службы исполнительной власти не вправе решать по своему усмотрению, кому из рожденных в гражданстве лиц состоять в российском народе, а кому в этом отказано, и какими процедурно-документальными условиями обставить признание или продолжение их гражданства". В случае Кухарева, "отсутствие российского гражданства, въездной визы или вида на жительство ставит под сомнение само его право как-либо присутствовать среди прочих граждан".

Фактически судьбу человека, рожденного от двоих граждан России, решила бюрократическая ошибка, которую Конституционный суд посчитал непреодолимой. Что не так?

Конституционный суд, Россия

Previous post Next post
Up