По данным Росстата, в ноябре скорость падения темпов в промышленности увеличилась.
В ноябре
Росстат зафиксировал спад выпуска "год к году" на 3,5% против 3,6% в октябре, хотя ранее делались прогнозы на замедление спада до 3%. Меньше всего спад ощущается в пищевой и химической промышленности, а также в производстве некоторых видов оборудования. Добывающие предприятия, показавшие в октябре рост 1,4%, в ноябре фактически остались на прежних позициях, показав спад на 0,1%. Средние показатели спада (те самые 3,5% против октябрьских 3,6%) отмечены в ЖКХ и энергетике.
Напомню, в октябре данные Росстата указывали на стагнацию процесса, с учётом сезонности говорилось о годовом спаде в 0,2%, хотя в Минэкономразвития говорили о том, что промышленность стабилизируется и показывает рост в 0,1%. Сейчас Росстат считает, что в ноябре спад усилился и составил 0,6%, с учётом сезонности - 0,4%. Добывающие предприятия в ноябре просели на 0,3%, в обрабатывающей промышленности спад составил 0,6%. Под самый сильный спад попали пищевые производства (-1,5% против роста на 0,4% в октябре), производство непродовольственных товаров повседневного спроса (-1,7% против -1%) и товаров длительного пользования (-3,6% против -1,3%).
ИЭП имени Гайдара фиксирует падение индекса промышленного оптимизма: к декабре он снизился на 3,7 пункта, достигнув из-за снижения всех составляющих своего минимума за последние 30 месяцев. Специалисты ИЭП комментируют ситуацию так: "Промышленности не хватает спроса для реализации своих пока еще вполне оптимистичных планов выпуска."
Пока эксперты достаточно осторожно оценивают эту информацию. Можно выделить три основные точки зрения, каждая из которых по-своему логична. Попробую их сформулировать.
Первая версия: отмеченный в ноябре и начале декабря спад связан с завершением календарного года и "традиционным" падением заказов на промышленных предприятиях - многие крупные заказчики подводят итоги года и не спешат вкладывать средства в проекты будущего года. В январе следует ждать увеличения заказов и как следствие - роста в промышленности.
Вторая версия: на спад повлиял нефтяной кризис, который спровоцировал уменьшение оборотных средств у заказчиков и самих предприятий. Как только ситуация на нефтяном рынке более или менее стабилизируется, можно будет говорить о росте. Это может произойти уже в феврале-марте или чуть позже.
Третья версия: спад и не исчезал. Октябрьский всплеск был лишь кратковременным последствием внешних экономических и геополитических факторов, создавших оптимистические настроения на рынках, из-за которых несколько увеличился объём заказов. Но в обозримом будущем всё вернётся на уровень августа-сентября и предпосылок к росту нет.
Такие вот разные версии, и в каждой что-то есть.
Что не так?