Пенсионный фонд России переходит на электронный документооборот. Пока в общении с приставами.
Как сообщили в пресс-службе Пенсионного фонда, в 2016 году более 200 территориальных органов фонда
перейдут на электронное взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов. Решение принято по результатам успешно проведённого в этом году в Москве, Красноярске, Новгороде и Ростове пилотного проекта. В фонде отмечают: "Безбумажное взаимодействие - это норма времени, все госорганы переходят на такое сотрудничество в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия. По защищённым каналам связи с электронно-цифровой подписью ПФР будет направлять судебным приставам документы о взыскании недоимки по страховым взносам на исполнении. Это ускорит процесс и сократит расходы на взыскание обеих сторон - уходим от траты бумаги и почтовых расходов."
"Известия" напоминают, что сейчас ПФР занимается управлением средствами, которые поступают в виде уплаты страховых пенсионных взносов и платежей в Фонд обязательного медицинского страхования, в том числе инициируя процедуру взыскания задолженности по этим взносам. Сначала ПФР направляет работодателю-должнику требование о погашении задолженности с указанием срока, а по истечении срока выдаёт банку, обслуживающему работодателя, поручение на списание со счетов необходимых сумм. Если на счетах нет средств, тогда ПФР обращается к ФССП для обращения взыскания на имущество работодателя. На действия по обращению взыскания закон отводит приставам два месяца со дня поступления документов из ПФР. Если при "бумажном" документообороте это прибавляло к сроку несколько дней, то теперь срок будет отсчитываться фактически сразу же после отправки информации в службу приставов.
В пресс-службе ФССП сообщили, что позитивно оценивают перспективы такого сотрудничества, отмечая, что переход на электронное взаимодействие особенно актуален в связи с ростом количества исполнительных производств: "В настоящее время отмечается значительный рост поступления исполнительных документов, переход на электронный документооборот не только значительно упростит и ускорит исполнение исполнительных документов, но и позволит исключить направление большого количества информации на бумажном носителе."
По оценке "Известий" расходы на разработку соответствующей информационной системы составят не менее 5 млн рублей. Но, по мнению экспертов, даже при таких расходах её введение целесообразно. По данным президента коллекторской компании "Секвойя кредит консолидейшн" Елены Докучаевой, сейчас сотрудники ФССП ведут более 5 млн дел о взыскании задолженности по страховым взносам в ПФР на общую сумму 180 млрд рублей. Она считает, что электронный документооборот позволит существенно сократить сроки взыскания задолженностей.
Докучаева отмечает: "К тому же данное решение позволит в разы сократить расходы ведомств на ведение бумажного документооборота. Так, например, по итогам исследований компаний, которые уже перешли на новую систему, электронный документооборот позволяет в пять раз снизить расходы. Также нельзя забывать о потерянных документах в ходе отправки по почте - более 7% ежемесячно."
Другие эксперты также отмечают, что экономия расходов на отказе от бумажного документооборота составит минимум 80%, а времени - от 50%. Скажем, внутри одного города бумажные документы из ПФР в ФССП могут идти от двух дней до двух недель, в то время как электронный документ проделает этот путь за доли секунды.
Получается, со всех сторон хорошее начинание, все довольны - и ПФР быстрее получит свои деньги, и приставам меньше возни с бумагами, и почту разгрузят (а через неё проходят тысячи документов этих двух структур). Недовольны могут быть только нерадивые работодатели, чьи долги теперь будут забирать оперативнее. Но тут они сами виноваты, за порядком в расчётах надо следить.
Что не так?