Бесплатная медицина всё?

Nov 13, 2015 11:01

Минфин предлагает серьёзно ограничить получение бесплатных медицинских услуг гражданами.




Строго говоря, бесплатной медицины у нас давно нет. Каждый работодатель отчисляет из фонда оплаты труда взносы в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), который и оплачивает медицинским учреждениям все медицинские услуги, в которых нуждаются россияне, исходя из утверждённого списка услуг, покрываемых полисом ОМС. А некоторые ещё и полисы добровольного страхования приобретают, чтобы оплачивать услуги, не подпадающие под ОМС, и обслуживание в частных клиниках. Теперь же Минфин предложил ограничить возможности россиян, оставив им 4 бесплатных вызова "скорой" и 8 посещений терапевта в год. В ведомстве это назвали программой продвижения платных услуг в здравоохранении.

Правда, в программе делается исключение для социально незащищённых групп населения и граждан, страдающих определёнными заболеваниями - их эти ограничения не коснутся. Остальным же придётся забыть и о "лишних" визитах к врачу, и о консультациях у высококвалифицированных специалистов. Точнее, теперь только за деньги.

По словам ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ (НИФИ) Любови Мельниковой, основной изъян действующей системы медицинского обеспечения Минфин видит в том, что существует огромный разрыв между декларированными гарантиями и их обеспечением: Конституция гарантирует бесплатное оказание медицинской помощи всем, но средств на всех не хватает.

Исходя из данных ООН, россияне тратят на поддержание своего здоровья до 30% собственного бюджета. В определённой степени это связано с отсутствием у нас системы лекарственного страхования. Из этого в ведомстве делают вывод, что можно официально сделать платёж условием получения медицинской помощи.

Мельникова отмечает: "Понятно, что из этой проблемы надо искать выход. И мы этот выход нашли - несколько лет назад в программе госгарантий у нас появились нормативы оказания медицинских услуг. Это уже определённый шаг вперёд по конкретизации программы госгарантий. Но конкретизация программ - это несколько другой термин, чем нормирование медицинских услуг."

Минфином определено пять критериев, по которым на первом этапе возможна конкретизация программы госгарантий: медицинские, социальные критерии, нуждаемость, стоимость услуг, объём услуг. Если перевести на русский, получится, что на бесплатную медицинскую помощь и лекарственное обеспечение можно будет рассчитывать только при определённых заболеваниях и состояниях и только определённым возрастным и социальным группам населения. Рассматривается и такой вариант, при котором не производится полный отказ от бесплатной части, но устанавливается небольшой "базовый" набор и объём услуг, которые оказываются бесплатно, а остальное - за деньги.

В частности Минфин предлагает отменить бесплатные вызовы врача на дом для определённых групп населения. Бесплатной останется лишь скорая помощь, да и то только для малолетних детей, инвалидов и немобильных инвалидов. Как заметила Любовь Мельникова, "В некоторых странах вообще нет бесплатного вызова врач на дом". Другой вариант - ограничение количества вызовов: 8-10 бесплатных вызовов врача на дом в год. Всё, что больше - за частичную или полную оплату в зависимости от категории населения, к которой относится пациент.

На "скорую" тоже введут ограничения: 4 бесплатных вызова в год. Кроме того, планируется брать оплату за ложный вызов и повторный вызов по тому же основанию.

Больницы также планируется сделать относительно платными. Программа предусматривает введение оплаты за "лишние" и повторные госпитализации, выбор уровня медицинского учреждения и врача, а также за улучшенные условия обслуживания - например, палаты повышенной комфортности.

По оказанию высокотехнологичной медпомощи, скорее всего, тоже введут разделение на платные и бесплатные услуги, но в этой части пока ведутся расчёты.

По оценке специалистов НИФИ, отказ от бесплатных вызовов врача на дом позволит сэкономить 2-7,9 млрд рублей в год, а ограничение бесплатных визитов к терапевту до 4 раз в год - почти 50 млрд рублей.

Глобальные перемены, ничего не скажешь. Особенно они "порадуют" страдающих хроническими заболеваниями, пенсионеров, семьи с детьми. Да мало ли у нас людей, которым в силу тех или иных причин медицинская помощь может понадобиться в любой момент.

Что особенно заинтересовало - нигде ни слова про ФОМС: куда в таком случае будут идти взносы, которые платятся с наших зарплат?

Да и с платой за ложный вызов (в качестве примера Мельникова приводит случай, когда пациент переоценил тяжесть своего положения и зря вызвал "скорую") всё не так просто: подавляющее большинство населения не имеет достаточного объёма знаний, чтобы оценить ситуацию адекватно. Введение такой меры может спровоцировать сокращение вызовов из боязни "нарваться" на оплату. А ведь каждый случай может оказаться критическим.

В общем, программа, на мой взгляд, преждевременная и требует доработки практически по всем пунктам. Вообще я сомневаюсь, что стоит вот так огульно вводить плату "за всё": при прочих равных немалая часть выберет частные клиники. Ведь если цена примерно одинаковая, то люди предпочтут пойти туда, где качество услуг выше. И в этом случае денег в государственной системе медицинского обеспечения точно не станет больше.

Что не так?

медицина, здравоохранение, здоровье, скорая помощь, Минфин, деньги

Previous post Next post
Up