В Госдуме рассматривают проект, раскрывающий налоговую отчётность и другие данные компаний.
Думский комитет по бюджету и налогам одобрил законопроект, который
обязывает компании ежегодно раскрывать данные о сумме уплаченных налогов, средней численности сотрудников и их зарплате, о доходах, расходах и бухгалтерской отчетности. Все эти данные будут публиковаться в открытом доступе на сайте ФНС. Как считает автор законопроекта, председатель комитета Андрей Макаров ("Единая Россия"), эта информация позволит компаниям более тщательно проверять потенциальных и действующих контрагентов и дополнительно "подстрахует" их от рисков, связанных с сотрудничеством с недобросовестными партнёрами.
На данный момент все перечисленные данные относятся к налоговой тайне и разглашению не подлежат. Налоговой тайной в соответствии со ст.102 Налогового кодекса является любая информация о налогоплательщике, полученная налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом, за исключением прямо указанных в законе случаев.
Сейчас на сайте ФНС можно получить очень ограниченную информацию о юридическом лице: юридический адрес, сведения о регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, об уставном капитале и о составе учредителей. Как отмечают эксперты, этой информации крайне недостаточно для того, чтобы составить представление о надёжности контрагента и о масштабах его деятельности.
Инициатива неплохая. И в первую очередь она может пойти на пользу малому бизнесу. Если крупные компании более или менее могут справиться с форсмажорными ситуациями, возникающими из-за недобросовестных партнёров, и покрыть возникшие убытки из других источников, то для небольшой организации любая такая ситуация может означать конец всего бизнеса. Возможность получить больше информации о контрагенте до начала сотрудничества с ним обезопасит деловые отношения.
Ещё один положительный эффект - то, что такое нововведение заставит компании предоставлять друг другу реальную информацию о себе. Если сейчас представитель той или иной организации в ходе переговоров может "слегка приукрасить" (например, назвать завышенные обороты или численность персонала), чтобы произвести впечатление, то в случае раскрытия данных это будет легко проверить.
Правда, возникает и сомнительный момент: по раскрытым данным можно будет получить представление о состоянии дел у конкурентов. То есть теоретически это несколько снизит экономическую и информационную безопасность бизнеса. Но, думаю, незначительно: данные будут раскрываться раз в год, а в течение года ситуация может резко измениться.
И тем не менее проект оказывается двояким.
Что не так?