Вчера Международный авиационный комитет направил в Росавиацию письмо о приостановке действия сертификатов типа на самолёты Boeing 737 модификаций Classic и NG. В СМИ сразу началась истерика по поводу того, что летать станет не на чем. Так ли это на самом деле?
Как указано в письме, адресатами которого являются руководитель Федерального агентства по воздушному транспорту (Росавиация) Александр Нерадько и замруководителя Федеральной авиационной администрации (FAA) США Маргарет Гиллигэн, приостановка действия сертификатов связана с "обращениями Росавиации о возможности продолжения безопасной эксплуатации парка самолётов Boeing 737". Дело в том, что ранее МАК и Росавиация обращались в FAA с запросами о доработке системы управления рулём высоты этих самолётов, но не получили ответа. Насколько критично это решение МАКа? Начнём с того, что сертификат типа - это документ, дающий зарегистрированным в РФ авиакомпаниям использовать соответствующую модель самолёта для перевозок. То есть, на первый взгляд, ситуация действительно ужасающая, ведь различные модификации Boeing 737 - одни из самых популярных в России самолётов. Но на самом деле всё не так плохо.
Как пояснил глава Росавиации, запретить использование того или иного типа самолётов в России могут только федеральные органы власти. Пока что такого решения не было - соответственно, "Боинги" пока в безопасности. Сегодня должно состояться совещание представителей Росавиации и МАКа по данному вопросу.
По словам пиар-директора "Боинг Россия СНГ" Елены Александровой, информация о возможном запрете 737-х "звучит абсурдно, и пока непонятно, о чём это".
По данным Росавиации, в России сейчас используется 194 самолёта линеек Boeing 737 Classic и Boeing 737 NG (Next Generation). Вот как они распределены по компаниям:
(инфографика - РБК)
Больше всего "запретных" самолётов у авиакомпании UTair - 46 из 65. У "Аэрофлота" - 12 машин из 161. Сложнее с принадлежащей "Аэрофлоту" "Победой" все её самолёты - это Boeing 737-800 (12 самолетов). Другая "дочка" "Аэрофлота" - "Оренбургские авиалинии" (Orenair) - использует 16 таких самолётов (всего у неё 19 самолётов). Для этих компаний запрет на полёт 737-х означает остановку бизнеса. У S7 13 Boeing 737-800 (всего 58 самолётов), их использует дочерняя компания группы Globus. Для неё запрет также равносилен приостановке полетов. Также различными модификациями Boeing 737 пользуются другие российские авиакомпании, в т.ч. АЛРОСА и "Газпромавиа".
Как видим, самые "большие" перевозчики (те, у кого больше пассажиропоток) не сильно пострадают в случае приостановки полётов Boeing 737. И соответственно на пассажирах это скажется, но не так критично, как пытаются представить.
По поводу версии о "политическом" смысле этого запрета: да, глава МАКа действительно является матерью основного акционера "Трансаэро" и теоретически этот запрет можно рассматривать как месть за банкротство авиакомпании. Но только теоретически. Ведь история с запросами МАКа и Росавиации началась задолго до банкротства и вряд ли с ним связана.
Что не так?