РАО, ВОИС и РСП с января меняют "правила игры". Теперь авторские гонорары за музыкальные произведения будут выплачиваться и распределяться между правообладателями на основе данных о реальном спросе.
Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая занимается сбором и распределением авторских вознаграждений за публичное исполнение и трансляцию в эфир музыки, в ноябре 2015 года запустит онлайн-сервисы для правообладателей и коммерческих пользователей - торговых центров, ресторанов и т.д. Как заявил гендиректор ВОИС и Российского союза правообладателей (РСП) Андрей Кричевский,
в том числе будет запущен "легальный" интернет-плеер, с помощью которого пользователи смогут составлять свои плейлисты. Выбрать можно будет из более чем 50 тысяч произведений в формате mp3. Стоимость пользования контентом будет зависеть от числа фактически использованных произведений, для среднего российского кафе она составит около 3 тысяч рублей в месяц.
По словам Кричевского, на основании полученных данных о фактическом использовании музыки будет распределяться не менее 75% поступивших средств. Само по себе пользование плеером будет бесплатным, платить нужно будет только за фактически прослушанные композиции.
Мнения экспертов и профессионалов из медиасферы и бизнеса по этому поводу разделились. Одни считают, что новая система позолит более адекватно, чем различные отраслевые рейтинги и всевозможные чарты, оценивать частоту использования той или иной композиции. Соответственно и авторы будут получать деньги не "с потолка" (как это фактически часто происходит сейчас), а за реальное количество использований их произедений. Кроме того, в этом случае вся система взимания и распределения авторских гонораров станет значительно прозрачнее.
В то же время многие отмечают, что распределению "по спросу" будет подлежать только 75% средств, а 25% будут распределяться пропорционально, исходя из сторонней статистики, которая зачастую строится на опросах слушателей. Также поднимается тот вопрос, что сейчас до 90% различных организаций и заведений не предоставляют отчёты о коммерческом использовании музыки. В связи с этим есть вполне резонные сомнения, что все заведения общепита и торговли подключатся к новому сервису, а не продолжат нелегально проигрывать музыку. К тому же если в крупных городах это ещё как-то можно проконтролировать, то в мелких населённых пунктах это сделать почти невозможно.
Ещё один момент, вызывающий сомнения - это признание Кричевского по поводу того, что ВОИС планирует подключить к сервису до 75% коммерческих пользователей музыки. Если сейчас, как уже упоминалось выше, фактически 80-90% пользователей являются "нелегалами", то переманить их "на светлую сторону" будет очень тяжело.
Также эксперты говорят о том, что нормативная база, регулирующая деятельность ВОИС и других сборщиков-распределителей авторских вознаграждений, сейчас не готова к такому нововведению, имеющиеся положения не охватывают ситуацию в полной мере и являются по сути своей рамочными, требующими тщательной доработки. Причём доработку эту нужно проводить до введения новых правил, а не после, "по живому".
Что не так?