Закон о банкротстве. Кто пострадал

Oct 06, 2015 11:01

"Коммерсантъ" подводит первые итоги вступления в силу закона о банкротстве физлиц.




Вслед за Ралифом Сафиным, Тельманом Исмаиловым и Владимиром Кехманом своей "минуты славы" дождался ещё один бизнесмен. Стало известно, что 1 октября Сбербанк и БТФ подали иски о признании банкротом основного владельца одного из старейших российских импортеров алкоголя "Русьимпорт" Александра Мамедова. Все основные структуры компании уже заявили о собственном банкротстве в начале этого года.

Основным кредитором "Русьимпорта" является Альфа-банк. В феврале судебные приставы изъяли в его пользу со складов компании алкогольную продукцию на сумму более 100 миллионов рублей.

О текущей ситуации в "Русьимпорте" говорят: "Нельзя сказать, что мы полностью прекратили операционную деятельность, связанную с торговлей. Мы также ведем сбор дебиторской задолженности." В то же время представители Альфа-банка утверждают, что "компании-должники и поручители не предпринимают никаких действий по урегулированию задолженности и уклоняются от переговорного процесса по вопросу реструктуризации долгов". Пока Альфа-банк участвует только в процедуре банкротства "Русьимпорта", о возможных перспективах стать третьим банком, обратившимся с иском о персональном банкротстве Мамедова, там пока не говорят. Пока Альфа-банк вообще не подали ни одного иска о банкротстве физлиц.

Вот как комментирует ситуацию с возможностью подачи нескольких исков о банкротстве одного и того же лица глава группы практики по разрешению споров Goltsblat BLP Варвара Кнутова: "Если есть несколько заявлений о банкротстве одного заёмщика, первым суд рассмотрит то, которое подано раньше по времени. Если несколько заявлений подаёт один банк, речь может идти о разных основаниях, например, ипотеке, потребительском кредите, автокредите. Пока неясно, как суд будет рассматривать требования в рамках новой процедуры, так что несколько исков могут служить некоей страховкой."

Напомню, против Сафина и Кехмана также подано не по одному иску.

Только 1 октября в арбитражный суд Москвы поступили 112 заявлений о банкротстве граждан, 79 из них - от банков.

Сбербанк сообщает о подготовке исков о банкротстве 2 тысяч физлиц-поручителей по просроченным кредитам, в первую очередь в случаях поручительства по долгам обанкротившихся компаний. Также рассматривается возможность банкротства заёмщиков с проблемными кредитами в нескольких банках.

Эксперты отмечают, что закон, созданный в первую очередь для граждан, превращается в мощный инструмент для банков, позволяющий обратить взыскание по долгам компаний на их владельцев и соучредителей - именно эти лица часто выступают поручителями по договорам своих фирм. Вот что говорит об этом арбитражный управляющий Игорь Вышегородцев: "Закон был придуман для того, чтобы обычные люди могли освободиться от кредитов. Но у нас он может превратиться в закон для поручителей, топ-менеджеров, который будет использоваться для стряхивания поручительства за компании. В итоге "топы" будут соревноваться с банками, кто первый из них инициирует банкротство. А из граждан, взявших потребительские кредиты, мало кто знает и понимает, что позволяет им новый закон."

Действительно, пока и в Москве, и в России в целом преобладают иски о банкротстве физлиц, поданные банками. Исков от граждан мало. Причина этого, по оценкам экспертов, не только в тотальной финансовой и правовой неграмотности населения, но и в сопутствующих расходах. По оценкам некоторых СМИ, общие расходы на подачу и ведение иска о банкротстве физлица могут составить до 30 тысяч рублей. А такая сумма найдётся не у каждого должника.

Но, как говорят эксперты, волна исков от банков может спровоцировать увеличение исков от граждан. Посмотрим, так ли это.

банкротство, суд, бизнес, банки

Previous post Next post
Up