Без развития Северного морского пути будущее России в Арктике окажется под большим вопросом.
И данные соцопросов говорят о том, что это понимают уже многие. В частности, каждый пятый предприниматель приарктической зоны связывает развитие своего бизнеса с Севморпутем.
Такие данные
приводятся в социологическом опросе, проведенном Фондом общественного мнения в августе 2015 года.
Отмечу, что больше половины участников опроса уверены, что в ближайшие годы в развитии Арктики будут достигнуты большие успехи.
Помешать реализации планов по развитию Севморпути, по мнению респондентов, могут или общестрановые проблемы, такие, как экономический спад, или такие негативные явления, как недостаток финансирования и коррупция.
Пока же состояние экономик своих регионов предприниматели оценивают негативно, при этом негативные настроения преобладают в Северо-Западном регионе (Архангельская и Мурманская область) и на Дальнем Востоке.
Я уже
говорил, что невозможно переоценить значение Северного морского пути, соединяющего Тихоокеанский регион и Европу. Задача по освоению Севморпути имеет важнейшее стратегическое значение для России, поскольку постоянная транспортная магистраль в Арктике станет альтернативой более длинным и опасным маршрутам по южным морям через Суэцкий канал и в обход мыса Доброй Надежды.
Кроме того, она будет способствовать укреплению связей между Дальним Востоком России и ее европейской частью, даст дополнительный импульс для развития приарктических регионов и откроет доступ к ресурсам Арктики.
Интерес к северному маршруту, способному составить конкуренцию Суэцкому каналу, уже проявили Китай, Южная Корея и Япония. Ведь расстояние от японской Иокогамы и Мурманском по Севморпути составляет 5770 миль, тогда как при при проходе через Суэцкий канал - 12 840 миль.
Китайцы уже заявили о готовности перевозить Севморпутем до 10-15% внешнеторговых грузов, а это около $350 млрд в год. Китай уже сегодня является самой активной страной, использующей Севморпуть, после России. За последние четыре года этим маршрутом прошло более 900 тыс. т китайских грузов.
По мнению Ростуризма, Севморпуть способен существенно увеличить туристическую привлекательность Арктики.
Наиболее перспективными направлениями могут стать экологический и экстремальный виды туризма, которые подразумевают в том числе посещение национальных парков, заповедников, наблюдение за животными в местах их естественного обитания. Не меньший потенциал у арктического региона имеется и в плане развития этнографического и культурологического видов туризма - ведь эти земли населены малочисленными коренными народами Севера, которые сохранили самобытную культуру, традицию и обряды.
Увеличение транспортной доступности арктических регионов поможет раскрыть этот потенцияал. Ведь, например, заполярный Шпицберген в год посещают 80 тыс. человек, тогда как Землю Франца-Иосифа - чуть более тысячи.
Я уверен, что российские власти очень хорошо понимают важность развития Северного морского пути. Напомню, что в долгосрочных планах - увеличение грузопотока через Севморпуть до 80 млн т к 2030 году.
И думаю, что реализации этих планов не смогут серьезно помешать ни экономические проблемы страны, ни даже главная наша страшилка - коррупция.