Делать сколь-нибудь конкретный прогноз о ценах сейчас невозможно. А если кто-то попытается, знайте: перед вами шарлатан. Я лишь попробую дать совет, как вести себя на пикирующем авторынке в период рекордного падения национальной валюты.
На сколько цена упадет еще - вопрос тоже открытый. На момент начала написания этой статьи доллар на ММВБ торговался на отметке 71,005, евро - 82,40 руб. И это, похоже не предел.
Девальвация неизбежно скажется на стоимости потребительских товаров и услуг, потому что валютная составляющая сегодня есть даже в цене бабушкиного молока. Что уж говорить про такой сложный технический продукт, как автомобили.
Вот и производители не стали ждать и начали потихоньку переписывать ценники. Пионерами (как, кстати, и в прошлом октябре) выступили компании, входящие в альянс Renault-Nissan: непосредственно Renault и Datsun с АвтоВАЗом. Не сомневайтесь, со дня на день поспеют Nissan и Infiniti. Дальше - как снежный ком.
Где искать стабильность?
На самом деле, нигде. Но возможны варианты и отклонения по нескольким схемам.
Во-первых, меньше других цены перепишут те компании, у которых развито производство в РФ. И не просто производство, а максимально локализованное - ведь цену всего изделия формируют компоненты, входящие в его состав. Если состав по максимуму завязан на импорт, валютный скачок отыграется болезненно. Если состав сбалансированный, то повышение будет не так критично.
Во-вторых, не будет резкого взлета на продукцию компаний, которые готовы потерпеть, поработать какое-то время в убыток, наращивая тем самым долю рынка. В конце прошлого года о такой стратегии заявлял российский офис Toyota (хватило их, правда, ненадолго), почти все первое полугодие придерживались ее же корейцы из Hyundai/KIA. Почти по всем позициям корейские автомобили сохраняли более-менее докризисные ценники, за счет чего оба бренда прочно закрепились на вершине ТОП-10. Но и их терпение не бесконечно, так что скоро это «стояние» кончится.
В-третьих, максимально удержат цены от рывка те, у кого и так все плохо: GM уходит с рынка и сливает остатки с огромным дисконтом, у Peugeot/Citroen затоварка складов, от которой они избавляются скидками в 20-30%. Похожая история у SsangYong, дилеры которого все еще раздают запасы 2013-14 годов выпуска.
Итого. Если вам нужен новый автомобиль, смотреть нужно в сторону компаний с российским производством и максимальной локализацией, у которых есть задача выстоять любой ценой и нарастить долю на рынке, или которые отчаялись распродать свою продукцию и не будут отказываться от стимулирующих акций. Все остальные со дня на день ринутся переписывать ценники, потому что убытки бизнес не любит.
В чью сторону посмотреть в этом случае?
Lada Granta
Производство: Тольятти
Базовая цена: от 348 000
Чуете: анекдотов про нашепром все меньше и меньше. А все потому, что в скором времени купить что-то кроме «Лады» смогут не только лишь все - мало кто сможет. Не до смеху.
Цены на Lada на общем фоне выглядят стабильно. Все потому что от девальвации национальной валюты максимально выигрывают местные производители с затратами в местной же валюте и местным же рынком сбыта. Импортные автомобили становятся все менее конкурентными, и тут на арене появляется Бу Андерссон на вороном коне.
Lada, конечно, тоже не бессмертна: доля иностранных компонентов составляет не менее 20% (по данным АвтоВАЗа), поэтому рост цен будет. На пике ажиотажа между 2014 и 2015 годами прайсы на «Гранту» взлетели на 11,68% (данные РБК), не удержат в Тольятти цены и в этот раз. Но возможное удорожание в +4-11% пугает не так сильно, как 15-30% у иностранных конкурентов.
Datsun mi-Do
Производство: Тольятти
Цена: от 447 000 рублей
Японизированный близнец «Калины» подорожал одним из первых - и сразу на 7,7%. Хотя, будем честными, доля иностранных компонентов там не выше, чем в донорской «Ладе» - разве что японский автомат Jatco действительно дорог и аутентичен.
Так или иначе, Datsun mi-Do - это пока что одна из немногих машин, которую может позволить себе любой желающий без кредита на 30 лет, потому что это почти уникальный аппарат с ценником «до полумиллиона». Есть мнение, что если обвал рубля не остановится, то скоро таких машин не останется вовсе.
Пока что можно предполагать одно: Datsun вслед за «Ладой» неизбежно подорожает еще, но не так драматично, как это сделают чисто иностранные конкуренты или конкуренты с минимальной локализацией.
Nissan Almera
Производство: Тольятти
Цена: от 429 000
В альянсе Renault-Nissan явно что-то знали заранее, или просто оказались настолько прозорливы, что за несколько лет до кризиса максимально широко развернули местное производство (Москва+Тольятти+Ижевск) и поработали над локализацией компонентов. Поэтому прогноз такой же, как по «Датсуну», но чуть более пессимистичный: подорожают скоро, но заметно меньше конкурентов. Для сравнения: перед «черным вторником» прошлого декабря Almera прибавила в цене 12,8% (данные РБК), а Chevrolet Aveo за тот же период подорожал на 37,16%.
Пока что Nissan Almera выглядит довольно заманчивым предложением в пересчете количества машины на рубли, а что до спорной внешности… Перед новым годом паникующее население и не то разбирало!
Skoda Rapid/VW Polo
Производство: Калуга
Цена: от 499 000 / 554 900
Моторный завод VW в Калуге запустится только со дня на день, но это большой шаг: процент локализации седанов Polo и его чешского брата Rapid удастся таким образом довести до 50%. Значит, валютная зависимость станет меньше, и резкого скачка ждать не придется. Хотя куда уж выше: 1,6-литровый Rapid с автоматом за полтора года подорожал на 22%! Polo махнул и того выше, но у него хотя бы была плановая модернизация, и сравнивать его с седаном образца прошлого года не совсем корректно.
Еще важный момент: что Rapid, что Polo в немалых количествах есть на складах дилеров и по старым ценам. Так что если не гнаться за новизной, то можно постараться найти Polo sedan в дорестайлинговом исполнении и на 20-30% дешевле совсем нового.
Opel Mokka
Производство: Германия
Цена: от 699 000
Тут ничего дорожать не будет точно: если нет предрассудков против уходящего с рынка бренда, надо брать. На базовую 1,8-литровую «Мокку» по конфигуратору дисконт составляет 461 000, поэтому взять можно за 699 000 рублей. Версию с турбомотором 1,4 и автоматом с той же скидкой - за 859 000 рублей.
Подводные камни? Разве что только наличие: Opel распродает машины больше полугода, ждать изобилия версий, расцветок и оснащения уже не приходится. Хочется - надо брать, что дают. Гарантийную поддержку производитель в любом случае будет оказывать в полном объеме, с пост-гарантийным сервисом проблем быть не должно (если границы не перекроют), но при последующей продаже надо быть готовым уже сейчас поступиться ценой.
Hyundai Solaris/KIA Rio
Производство: Санкт-Петербург
Цена: от 495 900 / 499 900
Корейская пара седанов и хэтчбеков весь год держится в первой пятерке лидеров по продажам. А все оттого же: корейцы, пользуясь случаем, хотят нарастить долю рынка, поэтому оттягивают скачок цен, который очень условен - даже с учетом всех обновлений их бестселлеров.
Помогает в этом деле и довольно высокая локализация: 46% (данные «Автостата») компонентов питерских Solaris/Rio произведены на территории России и больше, чем у конкурентов, защищены от девальвации рубля. И поэтому же корейский концерн с оптимизмом смотрит в будущее: этот год по производству машин на питерском заводе они рассчитывают закрыть с перепроизводством в 14%.
Peugeot 301 / Citroen C-Elysee
Производство: Испания
Цена: от 499 900 / 449 900
Французов даже жалко. С 80%-ым падением продаж они все еще на что-то надеются. Пара седанов-близнецов В-класса не была в числе бестселлеров с момента выхода, поэтому на складах скопилось значительное количество экземпляров.
PSA было пытались в прошлом году установить на машины (импортируемые из ЕС) справедливый рыночный ценник, в результате чего 301/C-Elysee подорожали на 41% разом. Весной этого года, понимая, что сбыть такую машину за 650-700 тысяч не удастся ни при каких раскладах, PSA опустили на них цены на 20-30%. В итоге сейчас то и другое сливают по цене от 499 и 449 тысяч соответственно. Столько эти машины стоили пару лет назад, поэтому предложение - заманчивое.
Suzuki New SX4
Производство: Венгрия
Цена: от 899 000
Новый SX4, что называется, не зашел: крупнее, но и заметно дороже предшественника, он то ли сразу не смог, то ли просто не успел прийтись соотечественникам по душе. Минувшей зимой цены на него улетели вверх разом на 39%, дилерские склады, соответственно, затоварились, распродажи идут до сих пор - и со вполне заметным дисконтом.
В зависимости от версии импортер скидывает от 56 до 60 тысяч рублей. Так, моноприводную версию на вариаторе можно найти за 929 вместо 985 тысяч, а полноприводную двухпедальную машину - от 909 вместо 965 тысяч.
Но если есть желание, надо успевать: из-за большого количества складских остатков российский офис Suzuki до конца года приостановил поставки New SX4 на наш рынок - во-первых, пока не сольют запасы, во-вторых, потому что вышла новая модель - Vitara - на которую Suzuki надеются больше, чем на неудачный New SX.
Toyota Land Cruiser Prado
Производство: Владивосток
Цена: от 1 999 000 (МКП), 2 152 000 (АКП)
Здесь тоже надо успевать разобрать остатки и по старым ценам: Prado готовится к смене - до конца года должны подойти рестайлинговые версии. Где-то с июня дилеры Toyota распродают остатки Prado с дисконтом от 280 000 до 383 000.
Подводный камень один, как и всегда в этом случае: брать придется, что дают, возможность выбора крайне ограниченная. С другой стороны, можно не волноваться, что курсовые взлеты и падения скажутся на цене автомобилей. В отличие от их рестайлинговых версий, которые сегодня заявлены по одной цене, но пока идут из Японии, могут взлететь вслед за валютой.
К тому же, Toyota объявила о том, что больше не будет собирать Prado во Владивостоке: обновленные машины пойдут к нам напрямую из Страны восходящего солнца. Так что даже маленький ручеек локализации иссяк.
Кстати, до конца года должны подойти обновленный Land Cruiser 200, со дня на день - новое поколение пикапа HiLux. В случае с ними также можно ожидать «слива» складских запасов. Если на «Крузер», конечно, таковые когда-либо имелись.
Mitsubishi Outlander
Производство: Калуга
Цена: от 1 079 000
Калужский завод PSA-Mitsubishi по вполне понятным причинам стоит большую часть времени. Если еще год назад от простоев его как-то спасал Outlander, то теперь и он залеживается у дилеров. Относительно свежие машины можно купить на распродаже с дисконтом 180 - 210 тысяч. Что, к слову, весьма заманчиво: после рестайлинга Mitsubishi Outlander и так подорожал не слишком сильно на фоне конкурентов, а тут еще и скидка «живыми» деньгами. Что вообще-то редкость.
FAQ покупателя
Здесь и далее приведу список частых вопросов и иллюзий, которые испытывают покупатели. Особенно дотошные и наглые.
- А правда, что дилеры готовы продать машину любой ценой и даже ноги покупателям целуют?
- Нет, неправда. Продавать хотят все, но инструментов не хватает. Так, цену на продукт формирует не продавец на местах, а компания-импортер. И только она может влиять на итоговый прайс-лист: захотят и смогут - скинут цену, не захотят - не скинут. Так ведут себя, например, в «Фольксваген груп Рус»: терять рыночную долю и они не хотят, но работать в убыток не соглашаются. Поэтому скидок «живыми» деньгами от них не дождешься - в лучшем случае субсидируемый кредит какой-нибудь дадут.
- А правду ли говорит реклама, когда обещает «выгоду»?
- Не правду, а лукавство. Некоторые импортеры и впрямь заявляют о вопиющей щедрости, но на деле надо внимательно читать мелкий шрифт. Так, Ford обещает «Фиесту» от 449 000, что, конечно же, неправда. Fiesta стоит от 525 000, но за вычетом вашего сданного в trade-in автомобиля и за бонус по программе утилизации получается 449 000.
И так не только у «Форда». Рекламный вкусный ценник формируется по принципу: возьми базовую цену, вычти утилизационную скидку, вычти trade-in, прибавь бонус по льготному кредиту, умножь на льготный коэффициент по КАСКО, дотронься кончиком пальца до кончика носа, три раза повернись вокруг своей оси, сделай два притопа - получишь «от 400 тысяч».
Но если ты не сдаешь свой старый автомобиль в «трейдин» на кабальных условиях, не пользуешься утилизацией (а судя по ее ничтожным темпам, никто не пользуется), если умеешь считать и видишь кредитный договор насквозь, то никакие «от 400» тебе не светят - светит «от 600», и вот это - правда.
Как мы увидели выше, реальную скидку дают некоторые производители, но либо из числа отчаявшихся (как Peugeot), либо раздающие остатки старых моделей (как Toyota).
- А правда, что уже выкупленные дилерами машины, стоящие на складах, не подорожают ни при каком колебании курса? Они же уже ввезены в страну!
- Правда, но отчасти. Это мы видим на примере Peugeot и все той же Toyota. Но проблема вот в чем: дилер может, конечно, продать машину без оглядки на перемены на валютном фронте. Но закупать новые партии будет уже по новому, выросшему, курсу. Чтобы как-то защитить себя от этого риска, цены будут повышать и на уже имеющиеся автомобили. Чтоб не получилось так, что ты продал за 3 рубля то, что купил вчера за 1.5, а завтра купишь то же самое уже за 4 и прогоришь.
В декабре мы наблюдали отголоски этой ситуации у продавцов Renault, когда прием заказов даже на машины из наличия был попросту остановлен. И дилеры говорили прямо: мы не знаем, по какой цене будем выкупать машины завтра, поэтому остановили продажи сегодня до прояснения ситуации.
Ну, и главный вопрос, который мучает многих автомобилистов.
- А стоит ли вообще брать машину сейчас, пока не совсем поздно, или докатывать имеющуюся?
- На самом деле, уже поздно. Хватать надо было на рубеже весны и лета, когда рубль заметно укрепился, и почти все производители откатили цены хоть и не на докризисный, но все-таки вменяемый уровень. Если проворонили лето, то на принятие решения у вас считанные дни. Пока писалась эта статья, доллар на ММВБ «упал» до 70,95, а евро подрос до 82,41 руб. Скачки и колебания продолжатся, а с ними и рост потребительских цен.
Но ориентир мы вам дали: небольшие островки стабильности встречаются и поныне.
Нажмите на кнопки, чтобы причинить пользу своим друзьям:
Благодарю своего знакомого автожурналиста, который согласился поделиться этими мыслями с читателями моего блога. Это эсклюзивный материал специально для блога «Давыдов.Индекс» в Живом Журнале.
P.S. На сладкое предлагаю вам потрясающее видео про голосовое управление автомобилем Cadillac Escalade, который стоит более 4,5 млн рублей:
Click to view
Что скажете? Будете ли вы покупать автомобиль на фоне такого курса, как сейчас?