О социальной ответственности бизнеса

Aug 13, 2013 18:41

Вот, набрел на сценарий первого выпуска телепередачи, так и не вышедшей в эфир пять лет назад…

Панорама
Выпуск 1-й

(Ведущий)
- Добрый вечер!  РГВК «Дагестан» и Национальная библиотека начинают новый цикл программ в формате ток-шоу.
(Аплодисменты)
Зрелищно говорить - а ведь именно так переводится с английского выражение «talk-show» - мы будем говорить о темах доступных самому простому обывателю. Это означает, что в поле зрения программы окажется практически все, что относится к человеческой деятельности и поэтому назвать программу мы решили просто и без претензий: «Панорама»
(Аплодисменты)
Принять участие в программе могут и видные общественные деятели, и деятели науки и искусства, и бизнесмены, и рабочие, и студенты, и домохозяйки и просто обыватели… Практически все, кто чем бы то ни было занят… т.е. живет и находится в трезвом уме и твердой памяти.
(Аплодисменты)
Мы живем, учимся, растим детей, работаем, общаемся, действуем, по большей части, в рамках устоявшихся стереотипов. И это правильно. Устоявшиеся модели поведения помогают нам лучше и быстрее понимать друг друга. Самый показательный пример - это как мы приветствуем друг друга: привет, как дела? - ничего, а как у тебя? - тоже неплохо! - ну, пока! - ну, привет!
Ясно, что как на самом деле идут дела никого не интересует. Поэтому, я еще раз поприветствую публику ничего не значащим выражением, которое, тем не менее, всем понятно: Добрый вечер!
(Аплодисменты)
Но бывает, что устоявшиеся стереотипы не помогают, а наоборот, мешают нам сделать нашу жизнь лучше, чем она есть…
Разобраться с тем, какие стереотипы общественного сознания идут на пользу, а от каких лучше избавиться, мы и ставим целью нашего ток-шоу «Панорама»
(Аплодисменты)
Ну, теперь о правилах. Так как жанр у нас разговорный, говорить могут все, но только по очереди. А очередь устанавливаю я.
Но мало этого. Я приверженец древней истины: кто ясно мыслит, тот ясно излагает! Таким образом, если я - достаточно средний обыватель - не буду понимать, чтó говорит, получивший слово… то он будет слова лишен.
Я также приверженец другой древней истины: краткость - сестра таланта. Регламент для монолога не более 1-ой минуты,  но для диалога выделено аж 10 минут, хотя и это тоже, конечно, буду устанавливать я.
Да… ждать аплодисментов в этом месте не приходится…
Но, не волнуйтесь! Чтобы ограничить мои претензии на диктатуру, а так же чтобы сделать нашу программу более зрелищной, на равных со мной будет работать человек, который одними считается специалистом по шоковой терапии, а другими - супердемагогом, человек, о котором  одни говорят, что он любит только себя, а другие - что он никого не любит, человек про которого одни говорят, что он разбирается во всех науках,  а другие - считают его шарлатаном и, наконец, человек, который будет разрушать некоторые устоявшиеся стереотипы.  Встречайте - Давуд Зулумханов!
(Аплодисменты)



Тимур: Итак, у меня перечень тем ближайших 19 программ. Первым стоит «Социальная ответственность бизнеса». Кто-то слышал это выражение, а кто-то, может быть, нет. Это мы как раз и выясним! (аплодисменты)
(Опрос зала: слышали, не слышали, если слышали, то что по-вашему означает?)
Варианты ответов:
- Да, конечно ответственность нужна, особенно бизнесу…
- Каждый человек живет в обществе, и нельзя в нем жить и не нести перед ним ответственность… быть свободным от него.
- Общество дает возможность бизнесу существовать, работать и в ответ бизнес тоже должен принимать участие в решении социальных вопросов
- Социальная справедливость требует, чтобы бизнес делился с народом, а то, понимаешь, нахапают денег, а на пенсионеров им плевать… и на инвалидов
- Надо содержать школы, больницы, надо защищать страну… А это требует средств. Так что бизнес, если он хочет жить в мире и безопасности… особенно от социальных катаклизмов и революций, должен делиться.
- Я вообще не понимаю наших бизнесменов. У них как будто родителей нет или детей нет. Они только о своем кармане думают. Дни и ночи только деньги, деньги… Они продают душу желтому дьяволу, денежному мешку, они не думают о духовности, о милосердии и благотворительности. А ведь до революции были меценаты и благотворители…
- Я бы вообще ввел закон, штрафующий предпринимателя не участвующего в поддержке социальной жизни. Или, хотя нет,  не штрафующий, а обязывающий беседку для детей во дворе сделать, спортплощадку, книжки бы в библиотеку или компьютер в школу, ведь и их дети гуляют в этом дворе и учатся в этой школе.
- Безответственность рождает преступление, а безответственность перед обществом - преступление вдвойне!
Тимур: Ну, я думаю, определились! Бизнес должен быть ответственным перед обществом иначе бизнес становится преступным. Вот такой вывод. Я бы хотел провести некоторое  рейтинг-голосование с помощью шумовых эффектов. Итак, я жду аплодисменты в поддержку версии: бизнес обязан быть социально ответственным. (буря аплодисментов). А теперь я жду аплодисменты в пользу мнения, что социальная ответственность бизнеса - это нелепица, и требовать ее - абсурд (жидкие аплодисменты).
В кресло приглашается наиболее активный сторонник и проповедник социальной ответственности бизнеса… представьтесь, пожалуйста. (усаживает 1-го участника) и противник такого понимания бизнеса, ответственности и социума… кажется вы аплодировали за такой вариант… пожалуйста в кресло.
Итак, сторонников социальной ответственности мы слушали, теперь дадим слово противнику и попытаемся придти к консенсусу в этом вопросе, если это конечно возможно.
- Ответственность может быть перед конкретными людьми, а как и кто может определить ответственность перед обществом?
- Это демагогия! Жить в обществе и быть свободным от него невозможно.
- Вот это как раз и есть демагогия…
- А вы, что? хотите, чтобы предприниматели делали, что им захочется, и не несли никакой ответственности…
- Если они кому-нибудь навредят, тогда конечно должны… но конкретно, а что значит «социальная» и кто ее будет определять?
- Это вы говорите об уголовной ответственности, конечно… но есть и ответственность перед обществом, есть нормы морали, нравственности, человечности. Эгоисты и индивидуалисты, пекущиеся только о своем кармане… конечно не уголовную, но моральную ответственность перед обществом, нести должны!
- Ну, с чего вы взяли, что бизнес не участвует в общественной жизни и не помогает? Не все же бизнесмены хапуги и эгоисты!
Тимур: Кажется приближаемся к консенсусу… Так и вы тоже считаете что хотя бы моральная, но ответственность бизнеса перед обществом быть должна?
- Я против силового, административного регулирования ответственности… Вопросы морали силой и законом не решаются…
- Я бы за аморальщину сажал не на 15 суток, а как минимум лет на 5!
Тимур: Ну сейчас и на 15 не сажают… Хотя… Я думаю сажать за аморалку на 5 лет - это аморально! Тем не менее 2-й раунд тоже за сторонниками социальной ответственности бизнеса… Может быть со счетом пол-очка на полтора, но, тем не менее… Кто-нибудь хотел бы прокомментировать увиденное и услышанное… А что же наш Д.А. молчит. Д.А. у вас есть что добавить?
Д.А.: У меня есть что спросить. Обычно, вначале я оказываюсь в роли человека, который пришел в кинозал уже к середине сеанса и, не зная предыдущего сюжета, не совсем понимает, что происходит… В нашей стране достаточно долго не было бизнесменов, ни в школе и ни в вузе о них никто не говорил… и, я так думаю, кто они такие - точно никто не знал. Я так подозреваю, что и сейчас не знают… Хотя, конечно может и знают, но вот допустим я не знаю… Уже по одному этому факту надо провести расследование: кто такие бизнесмены?
Тимур: Д.А., сев на своего конька, хочет разобраться по понятиям. В самом деле, не определив точно, кто такие бизнесмены и что такое бизнес, было бы как-то неправильно говорить об их ответственности…  Кто же такие бизнесмены?
(опрос зала)
Мы получили некоторое представление о том, как сегодня представляют бизнесмена.
Теперь я предлагаю сравнить полученную картину с тем, что о бизнесменах думают дети (вставка: ответы  детей из детского садика).
Очень забавно, и, главное, как похожи ответы… Ну, да ладно. Д.А., Вы теперь поняли, кто такие бизнесмены.
(Далее - в зависимости от ответов зрителей).
Тимур: Получается, бизнесмен - то же, что и предприниматель - человек действующий, человек, который ради достижения собственной цели вынужден помогать другим оказывая им услуги или производя товары.
Д.А.: Вынужден, не в смысле принуждения,  вынужден, потому что это самый быстрый и эффективный способ достижения собственной цели. Поэтому, человеку заработавшему за год миллион долларов нужно ставить памятник на родине: он смог оказать услугу обществу на миллион, он помог тысячам людей.
Тимур: Даже если он не меценат и не благотворитель?
Д.А.: Если понимать под благотворительностью оказание помощи максимальному количеству нуждающихся, то раздача неимущим заработанного миллиона не есть благотворительность?
Тимур: Очень интересно! А что же тогда благотворительность? Кто-нибудь в зале согласен с Д.А. или есть другие мнения?
(разговор с залом)
Тимур: А что теперь скажет Д.А.?
Д.А.: Я скажу только одно: большая прибыль означает, что бизнесмен нашел наиболее насущную проблему в обществе и смог ее решить, и он умеет это делать лучше, чем кто-либо другой. Если заработанный миллион он пустит и дальше в дело, это принесет нуждающимся больше пользы, чем простая раздача денег, которые естественно очень быстро закончатся.
Тимур: Резонно! После того как мы определились с тем, что такое бизнесмен, предприниматель… А что теперь делать? как это повлияет на стереотип об ответственности?
Д.А.: Вот-вот. Я бы как раз и с ней хотел бы разобраться
Тимур: С кем?
Д.А.: С ответственностью?
Тимур: Ну, Д.А., вы что же, не знаете что такое ответственность? Это вы совершенно безответственное заявление сделали…
Д.А.: Может и безответственное, только вот узнать бы, что это такое?
Тимур: Это что же,  мне опять спрашивать зал?
Д.А.: Можете сами ответить.
Тимур: Нет, я на себя такую ответственность не возьму! Граждане, что такое ответственность?
- Это когда кто-то, за что-то отвечает…
Тимур: А если не отвечает?
- Тогда это безответственность…
Тимур: Если я спросил, который час? и мне ответили, то это ответственность, а если нет, то безответственность?
- Имеется ввиду, отвечать за порученное дело.
Тимур: Если мне поручили вырыть яму, то это… как это… а как за это дело я буду отвечать?
 - Вы должны вырыть яму!
Тимур: А если я не хочу!
Д.А.: Тогда, Тимур, с твоей стороны это будет безответственность!
Тимур: Не хочу я такую ответственность… Что-то здесь не так. Граждане, что такое ответственность?
- Это, когда ты взялся делать какое-то дело и не сделал…
- Это как раз безответственность. Ответственность это когда ты взялся сделать какое-то дела и сделал его.
Тимур: А если я не взялся делать какое-то дело: это как? ответственность или безответственность…
- Если не взялся, конечно, об ответственности речи быть не может. Но если ты обещал за деньги или за какую-то услугу что-то сделать, тогда ты в ответе за дело. Иначе плату надо вернуть.
- Не совсем так. Это - то, что вы сказали - это нарушение договора. Это уже преступление, а не безответственность. За это в суд подают. А безответственность, это когда… когда ты в команде и тебе поручено дело, а ты его выполнил спустя рукава, безответственность…
Тимур: Ага, тебя спрашивают, а почему, этакий ты разэтакий,  не выполнил порученное товарищами дело, а он молчит, ничего в свое оправдание сказать не может, не отвечает! Безответственный!!! Ура! Нашли.
Ну, как все согласны с таким определением? Ответственность - это качество участника команды или организации максимально эффективно выполнять порученное дело, задание. И наоборот, безответственность - наплевательское отношение к команде, к организации, к товарищам, к общему  делу… к порученному делу, которое имеет важное значение для успеха всего дела! Вот.
Ну, как, Д.А., теперь все понятно, правда я опять не понимаю, чем это поможет нашему расследованию социальной ответственности...
Д.А.: А у меня еще вопрос есть.
Тимур: Еще!? Только не говорите, что вы не знаете, что такое «социальная»?
Д.А.: Представьте себе, не знаю.
Тимур: О, это невозможно, опять с микрофоном по залу! Нет уж. Пусть помощники походят. Итак, граждане, что такое «социальная», т.е. что такое социум, т.е. что такое общество?
- Ну, общество, это когда много людей объединенных общими интересами…..
Тимур: Д.А. обычно в этом месте говорит, что в определении не должно быть однокоренного с определяемым слова… Он же сразу ехидно спросит: А что такое «Общие интересы?»
- Общество, это объединение людей, живущих в одной стране.
Тимур: А международная общественность… Это не общество? В глобальном масштабе - человеческое общество!
- Общество, это группа людей объединенных общей… нет, единой целью…
Тимур: Есть единая цель: выпить пива. Получается общество любителей пива… но это не общество, это - организация… Потому что организованно идут пить пиво. Их кто-то организовывает, потому что известна цель - выпить… А  где же общество! Я помню еще общество любителей книги… Да, и общество «Знание»… И «Садовод-любитель»… Полная путаница! Д.А., что делать!
Д.А.: Не знаю, хотя, если цель известна, то это всегда организация по определению. Или можно посмотреть в словаре…

Энциклопедия социологии. ОБЩЕСТВО - понятие, фиксирующее предмет социальной философии (см.): в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма; в традиции историцизма, фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны Общества, как общего) детерминантах, практически не употребляется. В социальном реализме определяется - в широком смысле - как выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под Обществом. нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное Общество.) или отдельный социальный организм (например, японское Общество.).

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Общество, 1) соединение людей для достижения хозяйственных, политических или научных целей, недоступных силам каждого в отдельности. О юридических и политич. условиях возникновения О. см. Союзы.-2) В обширном смысле под О. разумеется совокупность граждан данной страны, связанных солидарностью экономических, политических и духовных интересов, достигаемых и защищаемых путем обширной системы организаций, союзов, постоянных и временных, территориальных обязательных и несвязанных с местом и свободных…

БСЭ. Общество, в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп, в движении классовых и др. социальных противоречий. В узком смысле под Обществом понимается исторически конкретный тип социальной системы (капиталистическое Общество), определённый социальный организм, принадлежащий к такому типу ("японский феодализм"), или определённая форма социальных отношений (например, Общество, противопоставленное государству у Гегеля). Объяснение природы общественной связи (и соответственно общественной природы человека) на протяжении истории социально-философской мысли оставалось центральной проблемой всех теорий Общества; то или иное её решение определяет во многом и трактовку отдельных типов общественной деятельности, в том числе индивидуальных действий. Подлинно научную теорию Общества создали основоположники марксизма-ленинизма. См. Исторический материализм. Формация общественно-экономическая, Социология.

Брокгауз и Ефрон: Организация, устройство, расположение в порядке и по системе; то, что обладает правильным устройством, целесообразным соотношением частей и целого.

Словарь Даля: ОРБИТА, ОРГАН (музык.), ОРГАН (часть тела),… ОРГИЯ Организации - нет!

Словарь Ушакова: ОРГАНИЗА'ЦИЯ, и, ж.
1. только ед. Действие по глаг. организовать (книжн.). ...Дело идет об организации по новому самых глубоких, экономических, основ жизни десятков и десятков миллионов людей. Лнн. Разве история революционного движения не показывает, что парламентская борьба является лишь школой и подспорьем для организации внепарламентской борьбы пролетариата... Стлн. Научная о. труда. О. военных сил страны. Правильная о. труда. 2. только ед. Строение, устройство, структура чего-н. (книжн.)…

Тимур: Общество есть среда, рожденная старым бизнесом и в которой рождается новый бизнес, который рождает новое общество… Так что говорить об ответственности, здесь, все равно, что говорить об ответственности рыбы перед морем… Или моря перед рыбой. Д.А., я правильно все понял?
Д.А.: Думаю, да. Общество - группа людей объединенных едиными правилами, но не единой целью и программой. Можно еще сравнение: требовать ответственности бизнеса перед обществом, все равно, что требовать ответственности футболиста перед футболом…
Тимур: Но футболист должен отвечать за нарушение правил!
Д.А.: Совершенно верно! А правила защищают футболиста от неигрового (силового) воздействия других футболистов.
Тимур: Т.е., если бизнесмен не ворует, не грабит, не убивает, не мошенничает и выполняет договора, то он ответственный бизнесмен и этого достаточно?
Д.А.: Бизнес и есть ненасильственный способ ведения дел: честность придумали торговцы. Вор ни в каком виде не может быть назван бизнесменом. Это все равно что черное назвать белым… только перекрашенным. Это сознательное смешение понятия жуликами…
Тимур: Тогда, как объяснить разговоры о социальной ответственности бизнеса?
Д.А.: Тем, что это подготовка общественного мнения к очередному ограблению бизнесмена. Так что общество должно быть ответственно перед бизнесом иначе бизнес умрет, а вслед за ним распадется и само общество.
Тимур: Вот как! Здорово! Пришли прямо к противоположному! Ну что ж, пришло время второго голосования: кто за то, что общество должно быть ответственным за сохранение и защиту бизнеса? (Бурные аплодисменты) Отлично! А кто по-прежнему считает, что бизнес несет ответственность перед обществом? (…)
На этом наша программа закончена…
Previous post Next post
Up