Художник Михаил Авилов (1882-1954). "Появление Ильича в Смольном" (1923). В 1923 году на территории парка, который сейчас носит имя Горького, была организована сельскохозяйственная выставка. В составе экспозиции был запланирован "Уголок Ленина". Для "Уголка" художник Михаил Авилов написал картину "Появление Ильича в Смольном". Картина имела сложную судьбу, но все же сохранилась в запасниках Центрального музея Ленина. Изображенное на картине отражает реальные события, случившиеся около полуночи в ночь с 24 на 25 октября 1917 года.
Как известно, накануне решающих событий Центральный комитет большевиков находился в Смольном, а Ленин, которому угрожал арест по обвинению в шпионаже, скрывался на квартире большевички М.В.Фофановой в Выборгском районе на севере Петрограда. Официально считалось, что никому из членов ЦК местопребывание Ленина неизвестно, но, скорее всего, Свердлов и Сталин его знали. ЦК связывался с Лениным не напрямую, а через Выборгский райком РСДРП(б), где работала Крупская, которая тоже официально о месте пребывания Ленина не знала. Между Смольным и Выборгским райкомом курсировали специально выделенные курьеры из активистов большевистской партии, которые скрытно переносили переписку в обоих направлениях. В Выборгском райкоме доставленные письма передавались Крупской или секретарю райкома Е.Н.Егоровой. Между райкомом и квартирой Фофановой курсировала другая группа курьеров, доставлявшая переписку Ленину и от Ленина.
Поскольку 25 октября предполагалось открытие 2-го Всероссийского съезда Советов, ЦК большевиков еще 21 октября назначил докладчиком от партии на съезде Ленина, в связи с чем последнему было предписано ожидать, пока ЦК не вызовет его в Смольный. В то же время Ленин бомбардировал ЦК письмами о необходимости захвата власти, не дожидясь съезда.
Считается, что Ленин прибыл в Смольный самовольно, хотя есть свидетельство сотрудницы секретариата ЦК большевиков Т. А. Словатинской, что поздно вечером 24 октября она передала Крупской поручение ЦК вызвать Ленина в Смольный. Но тогда счет шел уже на часы и непонятно, дождался ли Ленин этой эстафеты.
Во всяком случае, незадолго до полуночи 24 октября Ленин в сопровождении связного ЦК .Эйно Рахья явлся в Смольный. Внутри здания оба не ориентировались, поэтому Ленин уселся на подоконнике в коридоре первого этажа, а Рахья отправился на поиски кого-нибудь из членов большевистского ЦК.
Дальнейшие события запечатлел на своей картине Михаил Авилов, ориентируясь на опубликованные в 1922 году воспоминания непосредственных участников событий.
Рахья привел Троцкого и из коридора Ленин с Троцким перешли в проходную комнату по соседству с Актовым залом, где в предверии открытия Съезда шли непрерывные заседания разных органов. У Ленина были вопросы к Троцкому. Он прочел в газетах, что Военно-революционный комитет ведет переговоры со штабом Петроградского военного округа. "Неужели это правда? Идете на компромисс?" - спрашивал Ленин, буравя глазами Троцкого. Тот отвечал, что это лишь военная хитрость и успокоительное сообщение пустили в газеты нарочно. "Вот это хо-ро-шо-о-о, - нараспев, весело, с подъемом, проговорил Ленин и стал шагать по комнате, возбужденно потирая руки. - Это оч-чень хорошо!"
В этот момент в комнату вошли лидеры меньшевиков Дан и Скобелев. Дан был военным врачем и носил шинель. Меньшевики проголодались после многочасовых заседаний и вышли из Актового зала перекусить. В проходной комнате стоял длинный стол, и устроившись на дальнем от Ленина и Троцкого конце, Дан стал разворачивать сверток с бутербродами. Узнать Ленина было весьма затруднительно: он был в седом парике, челюсть обвязана платком, как от зубной боли, с огромными очками, в плохом картузишке. Но Дан, у которого глаз опытный, наметанный, посмотрел с одной стороны, с другой стороны, толкнул локтем Скобелева, мигнул глазом, сгреб бутерброды и оба выскочили из комнаты. "Владимир Ильич, - пишет Троцкий, - тоже толкнул меня локтем: - "Узнали подлецы!". А Рахья добавляет: "Этот случай привел Владимира Ильича в веселое настроение, и он от души хохотал".