Ниже приведены краткие тезисы Антивоенного Клуба по поводу разрешения конфликта в Чечне.
Я был бы признателен всем за комментарии рационального свойства.
Поясню: "Чечня - наша земля и нечего тут обсуждать", равно как и "гордый чеченский народ имет право на свободу без всяких условий" - примеры, на мой взгляд НЕРАЦИОНАЛЬНЫХ заявлений.
Данные тезисы не претендуют на полноту и, более того, ни в коей мере не предполагают предвосхитить конкретные решения РФ, международных органов и организаций, которые должны будут быть приняты в рамках осуществления идеи международного управления и обусловленной независимости.
Задача избыточной в этом смысле детализации - в большей наглядности и убедительности демонстрации принципиальной возможности не в ущерб, а на пользу российскому и чеченскому народам, укреплению престижа мирового сообщества, создания важного прецедента политического и конструктивного решения столь тяжелой проблемы, какой является проблема Чечни.
С другой стороны, способность по собственной инициативе и воле политическими средствами решить такую проблему должна существенно поднять как международный престиж РФ, так и внутренний, имея ввиду, что идеологически процедуру соблюдающего интересы остальных субъектов РФ вывода Чечни из РФ можно рассматривать, как нежелание РФ иметь в своем составе субъект, не готовый соблюдать общие для всех правила, сформулированные в Конституции РФ.
РФ не теряет ничего даже в случае неудачи плана, т.к перенесение разрешения проблем отношений двух народов даже ненамного в будущее позволит за это время спасти жизни людей, практически ежедневно погибающих сейчас, сэкономить значительные материальные ресурсы и, наконец, ослабить градус взаимной ненависти, два народам отдохнуть друг от друга, посмотреть друг на друга и проблемы двусторонних отношений более спокойным взглядом вне ситуации фактической войны.
Данные тезисы перекликаются с так называемым «планом Ахмадова» «Обусловленная Независимость через Международное Управление», однако и существенно разнятся с ним.
Частью соглашаясь, частью отвергая в связи с их предвзятостью и демагогичностью аргументацию за необходимость применения схемы отложенного или обусловленного суверенитета, в части предлагаемых конкретных мер весьма важными отличиями следует считать:
- максимальный учет интересов РФ, от доброй воли которой зависит принятие решений о принятии предложенной процедуры;
- обращение мер, предусмотренных данными тезисами, к чеченскому народу и гражданам, а не к в достаточной мере скомпрометировавшему себя и не имеющему власти правительству Масхадова или любому другому;
- ориентация на максимальное задействование местного, чеченского человеческого потенциала и ресурсов при использовании иностранных граждан только в абсолютно неизбежных ситуациях как минимум по двум причинам:
во-первых, по причине рациональной оценки доступных ресурсов и гораздо меньшую стоимость и и большую реализуемость предложенной схемы нежели предложенная «планом Ахмадова» фактически полная внешняя оккупация Чечни международным сообществом с полным формированием им всех органов управления;
во-вторых, по причине того, что в любом случае проект создания в Чечне эффективного миролюбивого светского государства возможен при принципиальном согласии на это большинства Чеченского общества, которому нужна в этом поддержка, но за которое никто, включая международное сообщество, этого сделать не сможет, тем более, учитывая характерное для чеченского менталитета восприятие внешнего силового принуждения (чем, собственно и является оккупация, даже и «гуманитарная»).
Наконец, немаловажным моментом является то, что так или иначе, главное, что необходимо для реализации любого такого рода плана, это согласие, внутреннее решение на это народа и государства РФ. В этой ситуации план, исходящий от чеченской стороны, да еще и от «правительства ЧРИ» волей-неволей оказывается внешним и расставляющим акценты именно с чеченской точки зрения, не говоря о том, что психологически принятие плана мира от вооруженного противника притом, что он направлен на реализацию декларируемых целей противника, имеет оттенок поражения.
СОБСТВЕННО ТЕЗИСЫ:
1. Органы государственной власти Российской Федерации объявляют о принципиальной готовности предоставить Чеченской республике независимость при условии демонстрации ее населением и местным самоуправлением на протяжении достаточно долгого периода времени способности к эффективному самоуправлению, экономическому самообеспечению, поддержанию внутреннего порядка, соблюдению прав человека, предотвращению угроз граничащим территориям РФ и т.д. Список этих условий закрытый и определяет все сферы жизни чеченского общества, положение дел в которых представляются РФ необходимым и достаточным для уверенности в дальнейших добрососедских отношениях, и подлежит, в этой связи, независимому мониторингу. Объявляется максимальный срок, при демонстрации вышеуказанной эффективности в течение которого, Чечня получает статус независимого государства.
2. РФ обращается к общепризнанным международным организациям (ОБСЕ, ООН, НАТО, СНГ и т.д., отдельным государствам по своему выбору) с предложением их финансового, организационного, юридического и иного участия в прекращении российско-чеченского конфликта в рамках указанных в п.1 условий.
3. Принимаются поправки к Конституции РФ, законы создающие для РФ правовую основу для предоставления независимости Чечне.
4. В результате переговоров формируется Международный управляющий Совет по Чечне, состоящий из России и согласившихся участвовать стран и международных организаций (или лиц, делегированных странами?)
5. Этот Совет определяет (вырабатывает):
а) временную Конституцию и базовые законы во всех значимых областях; Уголовный и Уголовно-Процессуальный, Уголовно-Исполнительный закон, законы, регламентирующие полномочия и их пределы для местного самоуправления, судов, органов охраны правопорядка, отношения собственности и т.д. Предполагается, что объявляется временный период условного самоуправления (5 или 10 или более лет - главное, что заранее определенный и объявленный срок, в течение которого Чечня находится в состоянии условного самоуправления под верховным внешним контролем Международного управляющего Совета - в течение этого периода чеченским народом и его представителями не может быть изменен ни статус Чечни, ни базовые законы, ходатайства об изменении законов должны направляться международному Совету);
б) регламент деятельности Международного управляющего Совета: государства-участники входят в него или их представители, как формируются рабочие органы и т.д., какова процедура принятия решений, по каким вопросам РФ имеет право вето (очевидно, как минимум, по вопросам, меняющим первоначально принятые законы и нормы; в то же время, это право не должно быть инструментом возможного произвола и субъективности, т.е. не должно иметь места в ситуациях выполнения всех условий, заранее выставленных РФ и включенных в Положение о Международном управлении);
в) бюджет Чечни, источники его первоначального наполнения и последующего покрытия дефицита в границах разброса прогнозов на всю максимально возможную длительность переходного периода ( эти источники - во-первых, взносы РФ в пределах расходов на Чечню сейчас, которые будут снижаться по мере роста доходов собственно чеченского бюджета, во-вторых, заранее обещанные взносы других стран и международных организаций, в третьих, - внутренние доходы местного бюджета );
г) формальные индикаторы, определяющие положение дел в каждой из сфер, подлежащих мониторингу (согласно п.1) (условно, например, количество убийств и тяжких преступлений на душу населения, среднедушевой доход, ВВП на душу населения - конкретные предварительные предложения следует запросить у криминологов, экономистов, социологов), сочетания значений и динамики этих индикаторов, считающиеся положительным результатом, отрицательным результатом, нейтральным результатом в каждый момент. Определяются последствия для дальнейшего статуса Чечни каждого из вышеуказанных вариантов на каждый отчетный период (отчетный период подлежит согласованию: он должен быть достаточно коротким с точки зрения обеспечения оперативности реакции, и достаточно длинным исходя из технологических и экономических соображений - месяц, квартал, полугодие, год);
д) порядок и форму международного контроля, как в форме постоянного присутствия международных наблюдателей, так и в форме выездных инспекций, контроля отчетности и т.д. за значениями вышеуказанных индикаторов и соблюдением установленного для Чечни порядка и законодательства;
е) порядок и процедуру формирования советов старейшин, религиозных авторитетов, представителей диаспоры, представителей местных сельских и городских администраций, других значимых общественных сил Чечни и т.д. (смысл - с одной стороны, в достаточно широком представительстве разных слоев, с другой - в некой независимости этих курий для затруднения внешнего влияния на них, с третьей - в наличии поля для маневра возможности выбора для Международного Совета наиболее приверженных процессу урегулирования и конструктивных кандидатов во Временный местный Совет);
ж) порядок формирования из куриальных советов, перечисленных в п.е) решениями Международного Совета состава Временного местного Совета, осуществляющего полномочия власти в течение всего переходного периода в рамках полномочий и ограничений, установленных для него временной Конституцией .Международный совет имеет право вето на решения правящего совета. (Идея коллективного руководства коррелирует как с практикой США в Ираке, так и с предложением И.Хакамады по трансформации Чечни из президентской республики в парламентскую);
з) порядок создания органов охраны правопорядка, судов, местной системы исполнительной власти Предполагается, что в течение согласованного короткого (в пределах года) переходного периода представителями Международного Совета формируется и укомплектовывается местным персоналом новая структура вышеуказанных органов, временно ключевые позиции в них могут занимать иностранные граждане, производится обучение, возможно, стажировка за рубежом ключевых местных сотрудников, в состав персонала этих органов могут в личном качестве входить и сотрудники ныне действующих и ранее действовавших и действующих органов, однако система должна быть новой. Создается полная материально-техническая база, предполагается, что к каждому подразделению сил правопорядка прикомандировываются 2-3 иностранных наблюдателя, создаются отдельные мобильные подразделения наблюдателей по зонам ответственности. Так же, видимо, к функциональным и территориальным органам администрации прикрепляются иностранные советники, имеющие либо право отмены, либо приостановки решений этого органа.
и) порядок обеспечения безопасности граждан - сотрудников Международного Совета: наблюдателей, советников, выполняющих административные функции. (Видимо, с одной стороны определяются места дислокации и численность небольших локальных подразделений иностранных сил безопасности, которые выполняют эту функцию, с другой в документах регламентирующих деятельность местных органов в качестве одной из важнейших задач определяется обеспечение такой ответственности с личной ответственностью руководителей за ее выполнение) Безопасность сотрудников Международного Совета - один из важнейших индикаторов, определяющих возможность получения Чечней независимости. Ситуация с безопасностью иностранных граждан, не позволяющая продолжать эффективную деятельность Международного Совета в предусмотренном масштабе, а равно фактическое прекращение такой деятельности полностью или частично по любым причинам дает РФ право восстановить собственное управление на территории Чечни;
к) порядок наблюдения и участия Международного Совета в переходных мероприятиях с запуска процесса формирования необходимых структур до передачи Чечни Российской Федерацией под контроль и ответственность Международного Совета. (Предполагается, что эти мероприятия будут проводиться при содействии нынешней системы власти представителями Международного Совета, согласно выработанной им процедуре, для чего сразу после объявления Переходного периода в Чечне создается миссия Международного Совета, нынешнее руководство отправляется в отставку, назначается согласованное с Международным Советом Временное техническое правительство, которое может включать в себя как наиболее приемлемых представителей нынешней и предыдущих администраций, так и другие пользующиеся авторитетом местные фигуры);
л) в процессе переговоров с РФ вырабатываются принципы и условия возможно более полных амнистий гражданам Чечни, лицам постоянно проживавшим на ее территории, другим вовлеченным лицам, которые РФ обязуется осуществить на своей территории, а Международный Совет - на территории Чечни;
м) условия и порядок разоружения местного населения и/или, возможно, регистрационного учета легкого стрелкового оружия.
6. РФ, международные организации, страны-участники заключают соглашение, которым фиксируют все вышеуказанные условия и порядок их изменения, обязательства каждой из сторон по обеспечению соблюдения порядка Международного управления на весь максимальный согласованный период, в течение которого он осуществляется, порядок и условия прекращения данного порядка как в случае предоставления независимости Чечне, так и в случае восстановления полного суверенитета РФ.
7. Объявляется переходный период от текущего состояния к состоянию полноценного функционирования Международного управления, поводятся мероприятия, предусмотренные к) п. 5;
8. В течение переходного периода формируются органы согласно е), ж), з) п. 5
9. Российские войска и силовые структуры минимизируют свою активность, ограничиваясь только сиюминутными тактическими задачами поддержания текущего порядка и самообороны, все силы избыточные для целей поддержания текущего порядка выводятся, остающиеся силы осуществляют подготовку к выводу. Осуществляется обустройство границы между Чечней и РФ.
10. Всем желающим предоставляется содействие как в переселении из Чечни на остальную территорию РФ, так и наоборот. РФ берет на себя ответственность за оказание всей необходимой помощи, как для переселения, так и по обустройству, социальные гарантии жителям Чечни, пожелавшим выехать в остальные части РФ
11. По завершении задач указанных в 7, 8, 9, 10 полномочия по управлению Чечней переходят к Международному Совету.
12. Осуществление полномочий по текущему управлению, охране порядка переходит к органам, созданным согласно е), ж), з) п. 5.
13. Осуществляется вывод оставшихся войск, иных подразделений и органов управления РФ.
14. Референдумов, всеобщих выборов первоначально не проводится. Возможно по прошествии года-двух проведение выборов местного (сельского, районного в городах) самоуправления. При этом у избранных органов нет полномочий менять статус и базовые законы.
15. Объявляется амнистия за предшествующие правонарушения согласно л) п. 5 . Руководители местных администраций, органов охраны правопорядка отвечают за порядок на своей территории; для помощи в случае непреодолимых местными силами беспорядков могут быть вызваны международные/ российские силы быстрого реагирования.
16. Международные наблюдатели фиксируют состояние и нарушения установленного порядка, сообщают их Международному Совету в сроки согласно г), д) п.5.
17. Если в течение периода внешнего контроля ситуация по данным отчетов наблюдателей будет соответствовать условиям, выработанным согласно г) и д) п. 5 и зафиксированным согласно п. 6, в Чечне проводится референдум о независимости. В случае его положительного исхода Международное управление прекращается, Чечне представляется полная независимость.
18. Если условиями зафиксированным согласно п. 6 будет предусмотрена ситуация продления периода Международного Управления в случае невыполнения условий предоставления независимости, то в случае такого невыполнения Международное Управление продлевается в пределах максимального предусмотренного срока, а также и вне этих пределов в случае согласия РФ.
19. До истечения согласованного срока независимость может быть предоставлена только с согласия РФ.
20. В случае создания условий зафиксированных для этого согласно п. 6 , непреодолимого силами Международного Совета отказа местных властей от соблюдения установленного временного порядка, объявления ими о неподчинении Международному совету, фактической невозможности по любой причине осуществления Международного Управления - на территории Чечни восстанавливается действие Конституции РФ.