Вся прошлая неделя вышла исключительно суматошная.
Съезд "Солидарности" и Марш Несогласных вместе с подготовительными мероприятиями, а также конференция правозащитников в Сахаровском центре 10 ноября не оставили времени ни для чего другого в течение этой недели, а главное, как-то полностью забрали все душевные и интеллектуальные силы. Поэтому когда днем в воскресенье на Серпуховской Марш все-таки благополучно прошел, у меня прямо камень с души упал.
Только сегодня, наконец, собрался с силами, чтобы написать про все эти события.
Начну в хронологическом порядке с Марша.
История бодания с Мэрией Москвы, в общем, уже вполне отражена, поэтому упомяну только основные этапы.
Не касаясь деятельности Оргкомитета, который обсуждал и готовил еще с конца ноября все организационные, информационные и пр. моменты, описываю только публично-юридические аспекты.
Продолжение следует...
1 декабря официальные заявители А.Аверин, Н.Ляскин и я ровно в 9.00 первыми подали уведомление в окошко Мэрии. При этом нацболы дежурили у дверей всю ночь, чтобы гарантировать наше первое место. Для страховки в полночь я послал на имя Лужкова то же уведомление заказным письмом (оно было получено в Мэрии 5-го декабря).
3 декабря. Увы, как и обычно, наши правовые усилия оказались тщетны. Александру Аверину позвонили из мэрии и сообщили, что на все заявленные нами места (т.е. Триумфальную площадь, Тверскую улицу, Охотный ряд и Театральную площадь) ранее были поданы в Префектуру ЦАО уведомления о проведении пикетов. В этой связи нам было предложено либо провести митинг на Болотной площади, либо демонстрацию на набережной Шевченко.
Понятно, во-первых, что утверждение о подаче уведомлений на все эти места кем-то раньше нас - ложь, во-вторых, даже если бы было оно правдой, это совсем не является законным поводом отказать нам во всех заявленных нами местах и согласовать все заявленные ими.
Кроме того, с 1-го декабря мы уже вели, согласно закону, агитацию за участие в Марше на Триумфальной в 14.00, что делало для нас крайне затруднительным изменение места, тогда как мифические заявители других мероприятий ничего такого не делали (по крайней мере, никто этого не заметил).
Наконец, оба предложенных на замену места являются безлюдными резервациями, удаленными от метро и людских потоков, тогда как Согласно ст.2 Федерального Закона №54-ФЗ «целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики». Достижение цели «формирования мнений», указанной в Законе, возможно только при проведении мероприятий в местах, где имеются граждане, у которых то или иное мнение может формироваться, не являющиеся участниками мероприятия, поскольку у самих участников мероприятий мнение по поднимаемым вопросам уже сформировано, в связи с чем они и принимают участие в публичном мероприятии. Да и само предложение провести вместо двух митингов и демонстрации один митинг или одну демонстрацию незаконно, поскольку меняет форму публичного мероприятия, чего закон делать Мэрии не позволяет.
Тем более нелепо выглядит отказ Мэрии в контексте того, что только недавно, 2 ноября, митинговать на проезжей части Садового Кольца у американского посольства разрешили "Нашим", а 7-го - шествие по Тверской разрешили КПРФ.
5 декабря. Обо всем этом мы написали Лужкову письмо с предложением соблюдать закон и запустить процедуру согласования с участием всех заинтересованных сторон.
6 декабря. Копия всей переписки по Маршу была направлена Уполномоченному по правам человека В.Лукину и Председателю Московской Хельсинкской группы Л.Алексеевой с просьбой содействовать компромиссному и законному разрешению ситуации. Л.М.Алексеева обратилась за содействием в ГУВД Москвы. Убедить руководство Москвы и ГУВД города в необходимости основанного на законе компромисса попытался член Общественного Совета при ГУВД Москвы известный правозащитник А.Бабушкин. К сожалению, эти усилия тоже не возымели эффекта.
7 декабря. Вопрос о незаконных действиях московских властей и необходимости вмешательства Прокуратуры был поставлен перед Прокуратурой города членами Общественного Совета при Прокуроре Москвы, в частности, Л.Алексеевой и В.Гефтером.
8 декабря Мы получили письменный ответ из Мэрии на уведомление, в котором была изложена позиция, ранее высказанная по телефону.
Нами подано заявление Прокурору Москвы Ю.Ю.Семину с просьбой вмешаться и обеспечить соблюдение закона в процессе согласования уведомлений на проведение публичных мероприятий 14 декабря.
9 декабря. Организаторы письменно согласились изменить время и место мероприятия, сократив его.10 декабря. Участники Конференции российских Правозащитных организаций, посвященной 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, по инициативе А.Бабушкина обратились к Мэру Москвы Ю.М.Лужкову с обращением, призывающим согласовать Марш Несогласных на Триумфальной площади. Под обращением подписи 45-ти известных правозащитников, в частности, Л.Алексеевой, Л.Пономарева, А.Бабушкина, О.Орлова, В.Гефтера, А.Черкасова, С.Ганнушкиной, С.Ковалева, В.Абрамкина.
В Мэрии прошла встреча Г.Каспарова и Э.Лимонова с заместителем мэра Москвы Виноградовым. Представители Мэрии снова отказались от поисков компрмисса.
11 декабря. Организаторы приглашены в ГУВД Москвы, где Н.Ляскин и я призвали собравшихся на встречу генералов и полковников употребить свое влияние для нахождения законного компромиссного решения и предостерегли их от нарушения закона сотрудниками правоохранительных органов 14 декабря.
В Префектуру ЦАО подано 5 уведомлений на пикеты в окрестностях Триумфальной площади для информационного и организационного содействия Маршу. Нашему Союзу Солидарности с политзаключенными досталась площадка у гостиницы "Пекин". В этой связи появилась и цель пикета, указанная в уведомлении: "Выразить уважение к памяти павших участников и жертв восстания ихэтуаней в Китае 1899-1901 годов в связи с очередной годовщиной захвата Пекина колониальными войсками, а также напомнить российскому обществу и власти о необходимости извлечения уроков из упомянутых событий в ситуации экономического кризиса". Позвонившая в тот же день организатору пикета Карине
shvambranka чиновница из мэрии полчаса пыталась выяснить подробности о пикете и его цели.
12 декабря. Нами получен еще один письменный ответ из Мэрии, вновь фиксирующий упрямый отказ от соблюдения закона.
Получено согласование пикета по ихэтуаням.