О геройстве: Герой - это тот, из-за кого погибли другие

Apr 26, 2011 21:54

«Знаешь определение героя? Это тот, из-за кого гибнут люди».

Еще одна классная фраза из «Миссии Серенити» - о геройстве. (в продолжении вчерашнего поста)

Помниться у Маяковского: «Слава, Слава, Слава героям!!! Впрочем, им. довольно воздали дани».

Поговорим о феномене геройства.

Геройство - связанно с смелостью. Смелостью и готовностью идти на риск. Риск - это говорят благородное дело. Благородное - оно поскольку создает героев. Способность рисковать - вызывает уважение. Смелость и геройство - на самых разных этических шкалах разных народов - всегда оценивается высоко.

Кроме благородства в риске есть незабываемые переживания. Азарт. Адреналин. Ощущение опасности. Авантюризм, который заставляет «играть очко». Возбуждающее бесстрашие. Когда страх заставляет не прижиматься, а подпрыгивать. Этот игровой момент сулящий «упоение в бою, у бездны мрачной на краю».

С точки зрения рациональной, внешней, прагматичной: геройство - это стратегия, алгоритм поведения, избранная последовательность действий, которые могут привести - помимо всего прочего - к ухудшению положения рискующего. И не только самого рискующего, но и окружающих его людей.

В фантастическом фильме «Миссия Серенити» героиня говорит: «Знаешь определение героя? Это тот, из-за кого гибнут люди».

Оценив геройство по этической шкале, рассмотрев с точки зрения психологии и стратегии давайте посмотрим на этот же феномен с точки зрения социальной.

В лучшем случае: общественно-полезный героизм одних - оправдывает недоработки, халатность, глупость или трусость других.
Постоянный риск - удел тех, кому общество не оставляет ничего другого.

По-любому верны слова, которыми завершается пьеса Бертольда Брехта «Жизнь Галилея»:

- Несчастна та страна, у которой нет героев!
- Нет! Несчастна та страна, которая нуждается в героях.
Рискующий субъект - опасен для коллектива, поскольку играет не только своей, но и его судьбой.

Максиму высказанную Зои Эллейн Уошбурн в «Миссия Серенити» лучше всего проиллюстрировать на примере другого фильма - «Предстояния» Никиты Михалкова. Фильма непонятого и недооцененного.

Во все время просмотра этого эпического зрелища зритель может поймать себя на мысли, что героические действия - они просто подставляют окружающих, являются причиной гибели других людей.

Любые проявления отважно героического начала последовательно обходятся чрезвычайно дорого - прежде всего, окружающим.

Несимпатичный политрук, пытающийся гнать солдат на передовую, находит конец под их пулями.

Симпатичный сапер случайным, неверно понятым, взмахом флажка взрывает множество людей на мосту.



В фильме есть гениальный эпизод с санитарным кораблем под флагом красного креста. Огромный корабль, накрытый флагом с большим красным крестом. Над ним непрерывно кружат вражеские самолеты, делая учебные заходы, издеваясь, играя на нервах, унижая дерьмом, сыплющимся нам на головы. Контуженный с ракетницей, в котором взыграл гнев, стреляет по фашистской голой заднице, обрекает на гибель сотни человек.




Молодые, романтичные, мечтающие о подвигах и атаках курсанты с ростом метр восемьдесят три гибнут все до одного в жестоком, внезапном, абсурдном бою.

Изнасилованная женщина, которая чтобы спасти Надю, убивает двух немцев, обрекает на сожжение целую деревню.

Даже маленькая Надя, заявляющая пионерке-стукачке, что она - дочь расстрелянного Котова, которая не собирается отказываться от репрессированного отца, и то создает угрозу больших проблем для себя, своей семьи и Мити заодно...
Герой - это тот, из-за кого погибли другие.

Битва за Родину - это утомительная работа. Лучшим бойцом в михалковском мире оказывается не герой, а тот, кто смирился, тот, кто на своем месте встречает судьбу, узнает в ней волю Провидения и следует ею.

Девиз михалковского антигероизма - самодельная молитва, которую священник (роль блестяще исполненная Гармашем) преподает как последний завет Наде: «Господи! Сделай так, чтобы моя воля не перебила Твою».

Героизм - это не цель. Это не самоцель. Это одна из рискованных стратегий. Наверное, не всегда самая лучшая.

Как в истории с тем санитарным кораблем. Задача - ведь была не геройствовать. Задача простая - довести корабль до порта, а не героически всадить в гадящую задницу ракетницу и после этого всем погибнуть.При этом я не отрицаю,  что героизм - иногда абсолютно необходим.

Общих правил тут нет. Просто, данный пост - оговорка по поводу... 

Никита Михалков, Вторая Мировая, Политалфавит, философское, психология

Previous post Next post
Up