Вопрос об упоминание имени и авторском праве?

Nov 26, 2010 13:25

Вопрос к уважаемым френдам, которые разбираются в законодательстве об авторском праве.

Многоуважаемая Елена Боннэр пишет в своем блоге на "Гранях".

Уважаемые члены Общественной комиссии по увековечению памяти А.Д. Сахарова!

Я только что получила сообщение о том, что 24 ноября в киноклубе Сахаровского центра намечена демонстрация фильма Иосифа Пастернака "Свободный человек: Андрей Сахаров"

Внутренне я возражаю против этого мероприятия и сожалею, что не знала этого раньше, - я бы просто запретила показ фильма. Но, видимо, руководство Центра не считает нужным меня информировать. А может, полагает, что я уже отошла в лучший мир? А сейчас отменить показ означает, что будут обмануты те люди, которые придут на просмотр.

Мне остается только напомнить руководству Центра и членам Общественной комиссии, что согласно завещанию А.Д. Сахарова я являюсь единственным наследником его авторского права. Читайте международную конвенцию. В ней не только защищено все написанное завещателем (прямое цитирование и пересказ), но и запрещено использование имени без разрешения наследника. А в случае моей смерти авторское право, согласно тому же завещанию, переходит к Татьяне Ивановне Янкелевич.

Теперь объясню, почему я против демонстрации этого фильма. История длинная. Она началась весной 2008 года. Тогда режиссер Иосиф Пастернак обратился ко мне за разрешением сделать этот фильм. Особых возражений после прочтения синопсиса у меня не было, и я попросила прислать мне положенный в таких случаях формальный договор. С тех пор я неоднократно обращалась к г-ну Пастернаку и продюсеру фильма Полю Садуну с той же просьбой (у меня в компьютере сохранилась эта обширная переписка), но контракта так и не получила.

А 21 февраля 2010 года я получила от французской журналистки Галины Акерман ее статью - вполне благожелательный отзыв о фильме. А заказчик фильма - франко-германское ТВ "Артэ" - уже показал его зрителям. Так я узнала, что фильм уже существует и его создателям совсем не нужна какая-то для них ничего не значащая бумажка от меня. После этого я написала г-ну Садуну письмо, которое публикую ниже. И ответа на него по сей день не получила.

Во всей этой истории меня поразила та легкость, с какой, оказывается, во Франции (ну давайте успокоимся - это не только в России!) нарушается закон и внешне респектабельные господа оказываются родными братьями наших отечественных рэкетиров.

А еще больше до последней живой жилки во мне все возмущается тем, что, с одной стороны, в фильме, книге, скульптуре, если это модно и "в жилу", можно восхищенно писать или показывать кого-то (в данном случае Андрея Сахарова) и одновременно не то что без малейшего пиетета, но так пренебрежительно, так неуважительно относиться к его воле.

Я не собираюсь подавать в суд на производителей этого фильма. Для этого у меня нет ни сил, ни денег. Но гласно объявляю, что считаю Иосифа Пастернака и Поля Садуна подонками и мелкими жуликами. Пусть они судятся со мной. Или носят звание подонков и жуликов "до самой березки".

Елена Боннэр
22 ноября 2010

Продюсеру фильма "Андрей Сахаров: свободный человек"
Уважаемый господин Садун!

Наша переписка длится более двух лет. В течение этого времени фильм Иосифа Пастернака не только завершен, но уже демонстрируется во Франции и в других странах. Однако я - держатель авторских прав на имя и содержание фильма - его не видела и не получила от вас, как продюсера, ни полагающегося мне гонорара, ни экземпляров фильма. Я просила вас к предложенному вами договору сделать некоторые добавления - в частности, указать процент от прибыли в прокате и привлечь консультанта. Последнее мне представлялось и представляется необходимым, так как во все фильмах, где консультанта не было, имеются грубые фактологические ошибки. Однако вы, никак не ответив на то мое письмо, сделали фильм и пустили его в прокат без заключения договора. Таким образом вы нарушили все гарантии авторского права.

Я также считаю, что заказчик фильма - ТВ "Артэ"- должен был поинтересоваться у создателей фильма, имеют ли они на это гарантированное Конвенцией право.

Я жду от вас:

1. Выплаты гонорара за использование текстов Сахарова и моих (цитирование и пересказ). Вы однажды упомянули сумму $4000; поразительно дешево вы оцениваете Сахарова, но это ваше решение и ваше отношение к его наследству.

2. По меньшей мере такая же сумма должна быть выплачена за использование имени (в соответствии с Международной конвенцией об авторском праве);

3. Прошу назначить в соответствии с обычной нормой отчисления от проката фильма;

4. Также я прошу вас (как и положено при нормальных рабочих отношениях) предоставить два экземпляра профессионального диска фильма: один мне лично и один в московский Архив Сахарова, знакомивший господина Пастернака с материалами о Сахарове. И, как знак сотрудничества и взаимопонимания, третий экземпляр диска в Музей Сахарова в Москве.

Если я не получу от вас содержательный ответ до конца этого месяца, то буду вынуждена пойти на шаг, к которому не стремлюсь, - обращусь к прессе. Тем более что сделать это мне легко. Ко мне уже обращался ряд журналистов с просьбой высказать мнение о фильме. Думаю, что обсуждение в прессе финансовой недобросовестности и нарушений авторского права нежелательны для господина Пастернака и для вас как продюсера фильма.

Елена Боннэр
10 мая 2010

Наскколько понятно из данного текста, к содержанию фильма уважаемая Елена Георгиевна возражений не имеет. Это только недовольство по поводу авторских прав.

Данная заметка вызвала многочисленные выпады в ЖЖ:

Я всегда думала, что имя человеку дают мама с папой, а не жена. И что никому, кроме человека, это имя не принадлежит.

Неужели в Международном авторском праве докатились уже до таких вещей? И если я захочу сделать фильм о Джоне Ленноне, то должна буду спрашивать разрешения у, прости Господи, Йоко. (Я сейчас самих песен не касаюсь)

Вообще-то, я знала только, что есть права на вымышленных героев. Уж не намекает ли Елена Боннэр, что она придумала Сахарова как Микки Мауса?
http://unilevel.livejournal.com/257278.html

она всегда на его имени паразитировала, а теперь решила покойником торгануть.
http://community.livejournal.com/ru_politics/34252692.html

При жизни обдирала со своими кукушатами Сахарова как липку, а теперь и после его смерти бизнес на имени делает!
http://varjag-2007.livejournal.com/2197440.html

Меня же в данном случае интересует не моральная оценка поступка Елены Георгиевны, а только вопрос: насколько права она с чисто юридической точки зрения. Неужели и в правду запрещено упоминание имени Сахарова без разрешения Елены Боннэр?

Проясните ситуацию если можно. Если сейчас я пишу, что "Сахаров - великий человек" - я совершаю правонарушение?
Previous post Next post
Up