(no subject)

Jan 08, 2010 14:17

Мне было 13у лет. Я с родителями смотрел «Голубой огонек». И маститый советский поэт Андрей Вознесенский, которого мой папа именовал «гусем», читал с экрана стихи: "Девятнадцать - восемьдесят два - по идее - счастливый номер".

Я до сих пор помню… И не только я…

Фрагмент из новогоднего огонька я не нашел, но вот это стихотворение в исполнеии Вознесенского в том же 1982 году:

image Click to view



Тогда гадали на номера машин. Советские номера состояли из 4 цифр и писались через черточку: 19-82.

Если сумма первых двух цифр равнялась сумме вторых, значит, «счастливый» номер.

За счастливы номер при покупке хорошо доплачивали…

Однако, Вознесенский оказался не слишком хорошим пророком. Год оказался не шибко счастливым, обильным на катастрофы. В одних только США:

13 января № 90 Air Florida, самолёт упал в реку Потомак, погибло 78 человек.
В тот же день в вашингтонском метро сошёл с рельсов поезд
15 февраля - Во время шторма у побережья Ньюфаундленда затонула нефтяная платформа Ocean Ranger, погибло 84 рабочих.
В мае американский анархист Унабомбер- Качинский долбанул бомбу в департаменте компьютерных наук Университета Вандербильда.
Боинги ваще падают весь год как спелые яблоки.

106-минутное лунное затмение - самое большое затмение в ХХ веке.

Покушение на папу Римского. Покушение на израильского посла в Великобритании Шломо Аргова и начало ливанской войны. Убийство Башира Жмайеля. Террористические акты ИРА. Итальянская мафия проводит расстрел генералов - убит “железный генерал” Карло Альберто Далла Кьеза, который прославился уничтожением “красных бригад”.

Фолклендская война. Военный переворот в Гватемале, Камеруне, Чаде, Верхней Вольте и в Бангладеш. В Сирии - Бойни в Хаме и гражданская война против мусульманских братьев.

Не надо думать, что «счастье» обошло и Советский Союз… Это самый тяжелый год Афганской войны. Это год когда начали падать цены на бензин и другие нефтепродукты (главная экономическая причина советского краха). Это год когда в СССР много хоронили. Скончался генсек «дорогой Леонид Ильич», а вместе с ним и «эпоха застоя - политической стабильности. Еще раньше в том же году ушел из жизни и главный советский идеолог Михаил Андреевич Суслов.

Помню как моя мама плакала, когда узнала, что умерла Анна Герман. В том же году умер и Леонид Утесов, и Борис Чирков (Максис из «Юности Максима»).

Были две страшные трагедии в Москве - обрыв эскалатора в феврале и Трагедия в Лужниках в октябре.

Короче, не самый счастливый год!



«Андрей Вознесенский»

И вот прошло 28 лет. Сижу я перед интернетом и вижу в «Известиях»… Андрей Андреич Вознесенский снова выдал новогодние стихи:

Стань единичкой между нулями,
И пожелания наши прими.
Нас инфернально меняет пламя,
Рванувшее из-под Перми.
<…>
Идем в колдобинах досадных.
Им оправдания не жду.
Живем в две тысячи десятом,
Счастливом, может быть, году.

http://www.izvestia.ru/culture/article3137100/

Не то, чтобы считаю, что Вознесенский напророчил несчастия 1982-ого, не то, чтобы боюсь, что он сглазит наступивший 2010-ый. Но зачем опускаться, испошлятьься, деградировать на уровень самопородии?! Зачем это?

Правда когда он подлаживал Березовского под уцененного Ленина это выглядело еще более жалко и пошло.

Есть нравоучительный совет Пушкина и Языкова из шуточных нравоучительных четверостиший:

« Мартышка, с юных лет прыжки свои любя,
И дряхлая ещё сквозь обручи скакала;
Что ж вышло из того?- лишь ноги изломала.
Поэт! на старости побереги себя!».

Им было легче. Оба умерли очень молодыми.

Но поэт может и не уходить на заслуженный отдых. Учитель Вознесенского - Борис Леонидович Пастернак на старости лет стал переосмыслять свою жизнь, думать о том что было не правильно, совершать работу над ошибками. И в результате получился новый Пастернак - автор романа «Доктор Живаго» и, что главнее, стихов к этому роману, создатель «Вакханалии» и «Когда разгуляется» - поэт едва ли не более мощный, чем был раньше.

« И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги».

Человек имеет права творить, прока способен меняться, опровергать самого себя и идти дальше.
…быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Иначе не получается ни быть адекватным времени, ни «привлечь к себе любовь пространства», ни «услышать будущего зов». Иначе это самозванство бывшего, тот самый самоповтор, самоподражание и самооотрицание в конечном счете.

Поэтическая оппозиция шестидесятников была отменена вместе с советской властью и верой в социализм с человеческим лицом. Они стали не релевантными, натужными, бывшими, как обитатели Вороньей слободки. Поскольку были они частью той самой системы, которая грохнулась.

Они считали, что вот сейчас без цензуры пришло их время. А без цензуры им ваще нечего было сказать. Когда фигу стало возможно вытащить из кармана - выяснилось, что в кармане ничего нет. Когда то, что можно было сказать в стихотворение оказалось можно сказать в газетной статье, то выяснилось, что в газетной статье это говорить гораздо легче. И такие стихи не нужны.

Они думали, что это они хозяева и творцы той интонации и энергии, которая собирала под стихи залы и стадионы, а были всего лишь орудием того языка, времени, энергии, интонации и ощущений. Когда же их время окончилось, а способность изменяться они потеряли то… Они просто выпали.

Пастернак говорил:

«Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать».

Эти зачисли свое прошлое в победы и стали ему подражать деградируя в самоповторении.

поэты, Вознесенский, Пастернак, Искусство и действительность

Previous post Next post
Up