"Для меня загадка. Слог - стиль - есть. Сути нет "- вот отзыв преподователя Тенишевского училища Евстифеева об одинадцатилетнем Володе Набокове.
В самую точку. И на всю оставшуюся жизнь. И справедливо для всех книг, для всех томов, что будут написаны позже.
Слог - есть. Стиль - есть. Сути - нет.
Умри, филолог, лучше не скажешь.
Умри, но прежде проживи жизнь с набоковскими книгами в руках, изучи в них каждое словцо, каждый заковыристый оборотец, все эти "дырявые погоды", "лягавые погоды", "темные стихи" и "недоходные лбы".
Проверь алгеброй гармонию мозаичного разнообразия и цельность хатического неравновесия, пойми стратегию вдохновения, точность наития, тактику интуиции, полёт опыта и песнь торжествующий логики.
Всё-равно филолог, лучше не скажешь.
В этом весь Набоков в сущности без сути, целесообразности без цели, в безукорезненной логике не ведущей к каким либо выводам, в сновидениях без снов.
«Владимир Владимирович Набоков» Когда одна из студенток не успевшая подчитать всё, что нужно к экзамену, остановила профессора Набокова бегущего с сачком охотится на бабочек, словами о том, что она глубоко сожалеет, беспечный профессор ответил ей: "Жизнь прекрасна. Жизнь печальна. Вот и всё, что вам нужно знать."
Набоков сказал на бегу о сути его литературы, его разноцветного мира, его эстетики и философии, подобно тому как великий рабби Гилель обьяснял стоящему на одной ноге прозелиту суть Торы.
Набоков ответил и побежал дальше. Жизнь прекрасна. Жизнь печальна. Вот и всё, что можно выведать из классики. Вот и всё, что вам нужно знать. Но это не суть, а…
Это подход, позволяющий слышать музыку эмоций, но гарантирующий ненахождение сути