Click to view
Наступили пасхальные дни. Еврейский Пейсах, затем христианская Пасха - всегда вызывают споры об историчности этих явлений. Можно понять атеистов и антиклерикалов, которые со страстной убежденностью доказывают, что ничего такого не было. И не могло быть в предполагаемый исторический период. Но совершено нельзя понять защитников веры, которые пытаются доказывать, что всё именно так буквально и было, что Священное писание - это подлинный исторический документ.
Желание воспринимать священные тексты как исторические хроники - это явление сравнительно новое, возникшее в последние столетия. До XVIII века людей, писавших о прошлом, прежде всего интересовала не историческая достоверность событий, которые описаны в священных текстах, а божественное присутствие.
История Песаха нужна не потому, что она дает информацию о происшедшем во втором тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте и пустыне Синай, а потому, что евреи переживают эту историю ежегодно, поскольку она лежит в основе национальной идентичности. Поскольку каждый еврей в каждом поколении в Песах выходит из Египта. Это не единичное происшествие далекого прошлого, а то, что происходит постоянно. Это вечное проявление вневременной реальности. Это не там и тогда, а здесь и сейчас - поскольку везде и всегда.